«сторЕнлми н^пдроижмеестве«нліи^ийскааяниі?рмония» подразумевала любовную |и эротическую тематику, то, согласно существовавшим тогда нормам I мышления, она требовала высокого регистра звучания. Аналогичным образом, широко распространенная военная музыка, столь характерная для «дорийской гармонии», ассоциировалась с низким I регистром звучания. В результате получилось так, что если какое-то «произведение обозначалось как «дорийское» (или звучащее I «по-дорийски»), а другое — как «лидийское» (или исполненное 1 «по-лидийски»), то это говорило не только об определенном его • образном строе, но и о высотной сфере звучания. Ведь для древ-| нейшего музыкального мышления зависимость между характером I образов и их звукорегистровым воплощением была очевидна. Поэтому • с течением времени такие обозначения, как «дорийская гармония», I «лидийская гармония» или «фригийская гармония» стали подразу-I мевать не только тематику, но и высотную область звукового про-I странства. Эти же высотные параметры составляли неотъемлемую ,|і часть аналогичных понятий, выражавшихся уже известными нам I терминами «дорийский стиль» (бюрюд тролод), «лидийский стиль», I «фригийский стиль», либо «дорийский мелос», «лидийский мелос», «фригийский мелос». Так сформировался довольно обширный свод терминов-синонимов, которые в сознании древних греков (а затем — и римлян) были самым тесным образом взаимосвязаны, так как они могли обозначать явления одного смыслового ряда: например, «дорийскую гармонию», «дорийский стиль», «дорийский мелос», а также низкий регистр звучания и военно-патриотическую тематику. То же самое с полным правом можно сказать о содержании других терминологических обозначений. В конечном счете, главным признаком индивидуальности терминов стали прилагательные «дорийский», «фригийский» и ——— 282 Е. В. Герцман Все остальное подразумевалось само собой. При наличии конкретного прилагательного или наречия («дорийский» или «по-дорийски»й т. д.) существительное играло уже второстепенную роль. Вне зависимости от того, стояло ли там слово «гармония», или «тропос», или «мелос», — всегда подразумевался комплекс музыкально-художественных явлений, определяемых как «дорийские». Отсюда нужно сделать вывод: на древнейших этапах античной истории музыки термины «дорийский», «фригийский» и «лидийский», среди прочих аспектов, определяли и высотный уровень звучания |