Нередко названия тех же самых инструментов использовались и [для образной характеристики людей. Например, своего друга Тита Ампия Бальба Цицерон («Письма к друзьям» VI 12, 3) называл t «трубой гражданской войны». В письме к Помпонию Аттику (XI 12, р) Цицерон сообщает, что Цезарь считает брата Квинта «боевым "рожком» своего отъезда. Такие сравнения были довольно популярны в римском обиходе, гаотому что в их основе лежали понятные и близкие современникам Сопоставления, суть которых была заимствована из воинского быта. Например, Плиний Младший (Письма IX 2, 4) представляет себе [военный лагерь как некий калейдоскоп «оружия, военных рожков, Гтруб, пота, пыли...». Даже такой цивильный человек, как философ |и |писатель Сенека («Нравственные письма» 51, 52), писал, что рсякий настоящий мужчина должен предпочитать, чтобы его пробуждала от сна труба, а не тибия и тимпаны. Труба, букцина и разновидности рожков составляли «военный "оркестр» римской армии. Разумеется, оркестра в нашем понимании |там не было, но каждый инструмент выполнял особую функцию. К •сожалению, сейчас крайне сложно, а зачастую просто невозможно |реконструировать музыкальную партитуру военной жизни в полном |объеме, ибо свидетельства источников по этому вопросу страдают Имущественными дефектами. Дело в том, что письменные материалы, доступные нашему сов-[ременнику, написаны литераторами и историками, которые по роду i своей профессии и деятельности были далеки от понимания I специфики каждого инструмента, применявшегося в войсках. Более 1Т0Г0, для них было абсолютно безразлично, какие использовать слова при упоминании инструментов — «tuba», «buccina», «cornu», «lituus» или «classicum» (последние три термина означают разновидности рожков). Многие авторы, говоря о любом воинском инструменте, используют название «труба» (tuba) (подобно тому, как в l настоящее время человеку, далекому от музыки, трудно отличить по звучанию и внешним признакам, например, скрипку и альт, | гобой и кларнет, или медные духовые инструменты альт и тенор). как, описывая жизнь римского военного лагеря, Иосиф Флавий »(«Иудейская война» III 5, 3) отмечает, что весь распорядок дня там С регулировался трубой. Иудей по происхождению, оказавшись волею |судеб в Римской империи и писавший по-гречески, он использует Ьйдесь термин «аоЛгау!», но употребляет его как некое собирательное I название, обозначающее все разновидности воинских музыкальных |инструментов. Он слышал звук духового инструмента, и этого было |