Таково положение искусства в государстве, созданном мыслью величайшего из философов. Так свобода мысли может сочетаться с рекомендациями, увековечивающими рабское состояние художественного творчества, а полет философской фантазии совмещаться с установлением тюремных решеток для музыкальных произведений. I Однак На службе у государства 233 Однако наряду со всемирно известным Платоном, выстроившим величественный, но далеко не лучший дворец для искусств, суще- 1ствовали куда менее знаменитые писатели, связь которых с художественным ремеслом была значительно более тесной, чем у автора «Законов». Занятие искусством было их каждодневным делом и профессией. Если Платон, создавая свое «идеальное государство», /подходил к искусству как законодатель, стремящийся лишь к сох-Хранению раз и навсегда установленного порядка, то сами поэты и музыканты видели в творчестве совершенно иные категории и перспективы. Уж они-то знали наверняка, что вопреки всем запретам, г ограничениям и барьерам творческая мысль все равно будет "развиваться. Этот процесс можно временно затормозить, но остановить его невозможно, ибо, перефразируя известные слова, приписывающиеся Гераклиту (Аристотель «Метафизика» III 5 1010 а 7), нельзя В' ■ дважды вступить в одну и ту же реку художественного бытия. Один из таких малоизвестных авторов, комический поэт IV в. до н. э. Анаксил, в своем сочинении «Гиацинт», фрагмент которого сохранил для нас Афиней (XIV 623 Г), высказал по этому поводу простую, но замечательную мысль: «Музыка, как Ливия, с помощью богов каждый год рождает какое-либо новое создание». И наперекор "платоновским теоретическим построениям, а также невзирая на де-1 ятельность многочисленных практиков более поздних эпох (даже не I догадывающихся о том, что их деяния были запрограммированы еще в творениях великого философа), в каждом новом музыкальном создании присутствует и частица будущуго. С авлосом и салышнксом «Война («яблерод») — отец всего [и ] царь всего». Эти слова принад; лежат Гераклиту Эфесскому (ок. 544/540—480 гг. до н. э.) -' философу, признанному автору образцов ранней древнегреческой ? диалектики. Другой мыслитель V в. до н. э. Эмпедокл ту же самую мысль высказал в иных словах: «Виновником и творцом всего ', возникшего является губительная вражда». Раздор и Вражда как I силы природы присутствовали еще в учении Анаксимандра из Милета 1 (конец VI в. до н. э.). ■ Безусловно, такие воззрения сформировались не только в резуль- | тате наблюдений и размышлений над явлениями природы, но и над |