Предыдущая Следующая

і

2/2

Е. В. Гер&ман

щением к Аполлону, хотя само имя Феба здесь не упоминается, а приводится только его эпитет — «ехаеруод» (далекоразящий). Другой

фрагмент Терпандра запечатлен у Климента Александрийского

(«Строматы» VI 11; 88, 2);

«Зевс, первооснова всех [вещей], вождь всех, Зевс, к тебе я обращаю это начало прославлений».

Когда у Псевдо-Плутарха (4) сообщается, что «Терпандром сочинены и кифародические вступления к эпическим поэмам», то, нужно думать, имеются в виду именно такие вокально-инструментальные вступления, которые предваряли основную часть нома, написанную в гекзаметрах, а потому именовавшуюся «елп» (множественное число от елод).

После завершения «арха» певец поворачивался лицом к народу и начинал петь сам ном. Эта часть носила наименование «омфал» (оцсрсЛод — центр, средоточие), вспомним, что камень, лежавший в

центральном зале храма Аполлона в Дельфах и считавшийся центром

мира, также назывался «омфал». Здесь в поющихся гекзаметрах излагались основные спартанские законы.

Конечно, форма нома не всегда была однотипной. После Тер-

пандра она изменялась и расширялась. Так, на смену двухчастности пришла трехчастносты арха, омфал и сфрагис (аррауСд, буквально -печать). Можно предполагать, что в таком номе заключительная

часть служила своеобразным завершением формы нома, где наиболее

полно проявлялась авторская индивидуальность исполнителя и композитора, его творческая «печать». В дальнейшем некоторые кифаро-

ды стали вводить особый инструментальный эпизод между двумя

первыми частями нома. Теперь поворот исполнителя от храма к народу не был формальным и мимолетным движением. Он делался очень медленно и сопровождался особой музыкой, а сама эта часть получила наименование «кататропа» (хататрола — поворот). Впоследствии между архой и кататропой появилась еще одна часть — «метарха» (цетарха), то есть, «следующая за архой>>. А между кататропой и омфалом — «метакататропа» (цетахататрола), что означает — «следующая за кататропой». В конце концов, у Поллукса (IV 66) мы находим указание на семичастный ном: арха, метарха, кататропа, метакататропа, омфал, сфрагис, эпилог.

Знакомство с этим материалом наводит на вполне естественный

вопрос: неужели на протяжении всего развития и видоизменения

кифародического нома он всегда был связан с поющимися законами?

В самом деле, неужели все это большое семичастное произведение

также является своеобразной музыкальной пропагандой спартанской юриспруденции?

Конечно, нет! Законы пелись только при становлении жанра нома,


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz