і 2/2 Е. В. Гер&ман щением к Аполлону, хотя само имя Феба здесь не упоминается, а приводится только его эпитет — «ехаеруод» (далекоразящий). Другой фрагмент Терпандра запечатлен у Климента Александрийского («Строматы» VI 11; 88, 2); «Зевс, первооснова всех [вещей], вождь всех, Зевс, к тебе я обращаю это начало прославлений». Когда у Псевдо-Плутарха (4) сообщается, что «Терпандром сочинены и кифародические вступления к эпическим поэмам», то, нужно думать, имеются в виду именно такие вокально-инструментальные вступления, которые предваряли основную часть нома, написанную в гекзаметрах, а потому именовавшуюся «елп» (множественное число от елод). После завершения «арха» певец поворачивался лицом к народу и начинал петь сам ном. Эта часть носила наименование «омфал» (оцсрсЛод — центр, средоточие), вспомним, что камень, лежавший в центральном зале храма Аполлона в Дельфах и считавшийся центром мира, также назывался «омфал». Здесь в поющихся гекзаметрах излагались основные спартанские законы. Конечно, форма нома не всегда была однотипной. После Тер- пандра она изменялась и расширялась. Так, на смену двухчастности пришла трехчастносты арха, омфал и сфрагис (аррауСд, буквально -печать). Можно предполагать, что в таком номе заключительная часть служила своеобразным завершением формы нома, где наиболее полно проявлялась авторская индивидуальность исполнителя и композитора, его творческая «печать». В дальнейшем некоторые кифаро- ды стали вводить особый инструментальный эпизод между двумя первыми частями нома. Теперь поворот исполнителя от храма к народу не был формальным и мимолетным движением. Он делался очень медленно и сопровождался особой музыкой, а сама эта часть получила наименование «кататропа» (хататрола — поворот). Впоследствии между архой и кататропой появилась еще одна часть — «метарха» (цетарха), то есть, «следующая за архой>>. А между кататропой и омфалом — «метакататропа» (цетахататрола), что означает — «следующая за кататропой». В конце концов, у Поллукса (IV 66) мы находим указание на семичастный ном: арха, метарха, кататропа, метакататропа, омфал, сфрагис, эпилог. Знакомство с этим материалом наводит на вполне естественный вопрос: неужели на протяжении всего развития и видоизменения кифародического нома он всегда был связан с поющимися законами? В самом деле, неужели все это большое семичастное произведение также является своеобразной музыкальной пропагандой спартанской юриспруденции? Конечно, нет! Законы пелись только при становлении жанра нома, |