Предыдущая Следующая

«Представлена на Мегаласийских играх, при курульных эдилах Луции Постумии Альбионе и Луции Корнелии Меруле. Играли [актеры] Луции Амбивий Турпион и Луции Атилий Пренестинец.

Мелодии для двух правых тибий сочинил Флакк, раб Клавдия».

I Фрагмент из дидаскалии о комедии Теренция «Самоистязатель» гласит:

«Мелодии сначала для двух неравных тибий, а потом для двух правых сочинил Флакк, раб

Клавдия».

Имя раба Флакка присутствует и во всех других сохранившихся дидаскалиях, посвященных комедиям Теренция. Музыку к комедии f Плавта «Стих» написал некий «Маркипор, раб Оппия».

I

204

Е. В. Герцман

Звуки амфитеатра

205

При знакомстве с вышеприведенными дидаскалиями обращают на себя внимание специальные термины «правые тибии» и «неравные тибии». В других источниках встречаются и такие определения, Лкак «левые тибии» и «равные тибии». Они отражают многообразие разновидностей тибии, использовавшихся в античных театрах. Однако

понимание их особенностей связано с рядом затруднений.

Очевидно, что на двойной тибии, состоявшей из двух неравных

по длине (и зачастую по диаметру) трубок, можно было одновременно исполнять звуки различной высоты. Более того, одна из них издавала

один-единственный протянутый звук, а другая вела мелодическую

линию. В таких случаях первая трубка называлась ««иссешіуа» (сопровождающаяся), а вторая — «іпсешіуа» (ведущая).

Трубки тибии подразделялись также на «правые» и «левые». Однако не представляется возможным с полной уверенностью говорить о том, какая из них была «ведущей», а какая — «сопровождающей». Вполне вероятно, что когда-то их расположение не было постоянным и нередко менялось. Вместе с тем, судя по тому, что Флакк написал музыку «для двух правых тибии», можно предполагать, что в его время правая была ведущей, а левая — сопровождающей. Ведь трудно допустить, чтобы музыка ко всему театральному представлению ограничивалась лишь двумя протянутыми одиночными звуками. Свидетельство о существование инструмента, состоящего из «двух правых тибии», то есть из двух ведущих тибии, вынуждает задуматься над способом исполнения на таком двойном инструменте (не забудем, что каждая из трубок имела систему отверстий, увеличивающих или уменьшающих столб воздуха). Кроме того, такой инструмент предполагает одновременное звучание двух мелодических линий. Ведь он имеет две «ведущие» трубки. Неужели

перед нами свидетельство зарождающейся инструментальной

полифонии? Если это действительно так, то каковы ее особенности?


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz