Предыдущая Следующая

судьи назначались из числа самых уважаемых граждан, чья объективность была вне сомнений (во всяком случае там, где волеизъявление агонотетов не ограничивалось диктатом владык). Победитель определялся путем подсчета голосов, поданных судьями за каждого участника соревнований. Правда, остается непонятным, насколько учитывалась при назначении агонотетов их осведомленность в вопросах искусства. Известны случаи, когда выдающиеся мастера, участвуя в агонах, не оказывались в числе победителей, а награду получали музыканты, не оставившие никакого следа в истории античного искусства. Конечно, в любом конкурсе результат зависит от многих слагаемых: от мастерства выступающего, его эмоционального состояния, программы и т. д. Но не последнюю роль здесь играют и судьи, глубина их понимания искусства, их художественные вкусы и добросовестность. Однако в сохранившихся материалах судьи стоят как-то в тени, и очень трудно осмыслить, кто они такие. Иначе говоря, жюри остается одной из загадок античных художественных агонов.

Как уже указывалось, в древнейшие времена наградой на

мусических состязаниях была ветка «аполлоновского дерева» — лавра. Таким образом музыкант-победитель как бы отмечался важнейшим и самым знающим судьей — самим Аполлоном. Впоследствии

в качестве награды победителю вручался треножник. Эта процедура

со

Музыкальная агопистика

совершалась в торжественной обстановке, нередко под звуки песни,

называвшейся «песня, сопровождающая треножник» — «тритобЧсро-ршэу рєХод» (Прокл «Хрестоматия» 27). Несмотря на то, что треножник представлял собой довольно значительную материальную ценность, он рассматривался как символ художественного мастерства

его владельца и обычно посвящался богу. Нередко победитель агона

делал на треножнике посвятительную надпись и оставлял его в храме. С этой минуты треножник словно принадлежал только богу,

и никто из победителей даже не помышлял забрать его. Геродот

(I 144) рассказывает случай, когда после одного из состязаний в

честь Аполлона Триопийского некий галикарнассец по имени Агасикл

вопреки обычаю унес треножник домой и повесил его на стене. В

наказание за это пять городов (Линд, Иалис, Камир, Кос и Книд)

отстранили шестой город, Галикарнасс, от участия в агонах.

Известны случаи, когда победители конкурсов воздвигали в честь

своей победы даже целые монументы. По их убеждению, слава музыканта-победителя должна была быть закреплена в веках не только соответствующей записью на мраморной колонне и преданиями

о мастерстве художника, но и величественным памятником. По свидетельству Афинея (VIII 351 е—і), знаменитый афинский кифарод IV в. до н. э. Стратоник, одержав победу на состязании в Сикионе,


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz