Предыдущая Следующая

Между тем, если судить хотя бы по тем образцам, которые ныне бытуют в народе, нетрудно заметить, что армянская городская музыка представляет значительную отрасль народно-музыкальной культуры, богатую произведениями различных форм и жанров. Одна из причин отсутствия в мелодике армянских городских песен стилистической монолитности, о чем уже шла речь, заключается в множественности ее интонационных источников.

Помимо элементов, берущих свое происхождение из искусства тагов и вообще из средневековой городской музыкальной культуры, в основу армянской городской музыки последних веков легли художественные элементы подлинно крестьянской музыки и музыки гусанов-

4*

ашугов. Наряду с этим имеются также элементы бытующих в Армении мугамов и общекавказской сазандар-ской музыки. Наконец, городская народная песня со временем впитала в себя также некоторые влияния, идущие из западноевропейской и славянской музыки. Конечно, в наиболее характерных случаях все элементы, идущие из различных источников — из национальных и инородных, — творчески освоены и слиты воедино, именно поэтому мы и говорим о художественно-национальном облике армянских городских песен в целом. Но не исключено и другое: встречаются образцы, которые считаются родными одновременно у нескольких соседних народов. Такие песни фигурируют либо с одним и тем же поэтическим текстом на разных языках, либо с различными текстами. Так, мы можем встретить песни армяно-грузинские, армяно-азербайджанские, армяно-турецкие, общекавказские и прочее. Ниже речь пойдет о наиболее характерных для армянской песенной культуры образцах.

Городской песне в целом свойственна более открытая эмоциональность, в ней ярче выражены личные переживания, она более субъективна. Столь характерная для армянской крестьянской музыки сдержанность не является главным свойством городских песен.

Исследования дают основания предположить, что до последних времен армянская музыка делилась по отдельным территориальным признакам; но за последние два столетия, в связи с интенсивным переселением, крестьянские массы народа смешались, и в музыкальном языке крестьянской песни теперь довольно трудно различимы диалектные ветви.

В городской музыке мы свободно можем отличить фольклор ленинаканский (гумринский) от карабахского армянского фольклора, или скажем, тбилисский армянский фольклор от песен города Вана, одного из центральных городов Западной Армении. В этом ска^ зываются, с одной стороны, особенности местного музыкального быта, с другой — преобладание в той или иной местности определенного интонационного источника.

В армянской городской народной музыке наиболее широко и богато представлен любовно-лирический жанр: здесь есть и песни, и развернутые романсы; в городском


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz