Во втором отрывке — «Жаль, тысячу раз жаль» — Дзенов Оган, не веря, что молодой Давид одержит победу над своим врагом, сожалеет, что в связи с этим могут пропасть доспехи его отца. Широко, свободно В третьем отрывке — «Сегодня я видел сои» — молодой Давид предстает исполненным веры в свою победу над Мсырским Меликом: Армянская история последних веков полна трагических страниц. Потеряв самостоятельное государство, армяне оказались под тяжелым игом турецких и персидских захватчиков. В течение этого времени, особенно в XIX веке, создано много песен трагического содержания, равно как и песен, рассказывающих о героической борьбе народа против чужеземных угнетателей. Под игом иноземных захватчиков и местных феодалов жизнь трудового крестьянства была невыносимо тяжела. Это нашло свое отражение в песнях различных жанров. Наряду с такими песнями в крестьянском песенном творчестве можно выделить самостоятельный тематический раздел, посвященный социальной тематике. В одной из песен проходит образ крестьянки, оплакивающей корову, продаваемую за долги, в другой — крестьянин просит у ветра прохлады для успокоения измученной души. В песне «Абрикосовое дерево» прямо говорится: О жестокий, злобный мир! Сад взрастил — плоды в нем не мои! Уже первая фраза в мелодии этой песни захватывает своим драматическим накалом. Эта кульминация выражения чувств не спадает довольно продолжительное время: Протяжно с глубоким чувством К песням с социальной тематикой примыкают песни о рекрутчине. Призыв новобранцев в старую армию воспринимался как большое несчастье. Не говоря об опасностях, подстерегающих тех, кто уходил в армию, и мыслях о предстоящих муках разлуки с дорогими людьми, бедные крестьянские семьи лишались своих основ- 24 ных кормильцев. Поэтому в песнях о рекрутчине выражается и тоска молодой девушки по возлюбленному, и матери — по сыну... В подобных социально ярких песнях обычно чувство выражено очень сильно; их распевные, широко льющиеся мелодии хватают за душу. Словесные тексты большинства этих песен созданы на протяжении двух-трех последних веков, но в их напевах претворены традиции древнего мелодического искусства. Самостоятельный раздел песен с социальной тематикой составляют так называемые песни пандухтов — скитальцев. В течение исторического периода утраты своего государства многие армяне вследствие крайне тяжелого материального положения бросали свой дом и свои родные места — они вынуждены были скитаться в разных странах в поисках заработка. Тоска по родине и родным еще более усугубляла и без того тяжелое их состояние. Эта трагедия нашла свое выражение в песнях. Одну из таких песен, знаменитую «Крунк», мы дадим ниже, в разделе о тагах. Здесь же приведем песню, которую Коми-тас назвал «Антуни» (что означает бездомный): |