Предыдущая Следующая

Правда, вполне возможно, что здесь скрывается то, что каждому из нас хорошо знакомо.

Кто не знает, что песня издавна была постоянным спутником

трудовой жизни. Она укрепляла бодрость, способствовала размеренности работы и тем самым облегчала труд. Не является ли образ

фиванской стены иносказанием, в котором из обширной цепи —

штериал, человек, работа, сопровождаемая музыкой, и результат руда — сохранены лишь некоторые звенья? Миф упоминает камни материал), музыку, звучавшую во время работы, и ее результат. Сам же человек-работник изъят из этой цепи. Благодаря такой

перации процесс работы приобрел фантастический вид. Не лежат ли в основе мифического образа Амфиона предания

|музыкантах, творчество которых было посвящено трудовой песне?

Еожет быть, косвенно об этом свидетельствует текст Филострата

раршего (10, 3), описывающий уже упоминавшуюся картину, пос-рщенную возведению фиванской стены. Автор высказывает свое Гедположение о том, что Амфион поет об «общей для всех матери родительнице земле», по чьей воле могут вырасти даже стены.

Хотя у Филострата Старшего и отсутствует прямое указание на

труд, в контексте фрагмента образ земли подразумевает его. Может рыть, Амфион выделялся среди многих своих мифических коллег ЛУ1, что чаще всех исполнял кифародии, ставшие подспорьем в

работе эллинских тружеников?

Щ Павсаний (IX 5, 4) сообщает, что к старым четырем струнам лиры Амфион добавил новые три и среди них была струна, называвшаяся «нэта» (ултл. — крайняя). В память об этой самой высокой струне лиры самые высокие ворота «семивратных» Фив были названы «нэтейскими» (Павсаний IX 8, 3). Логика предания понятна. Ведь согласно большинству источников, древнейшая лира Гермеса была четырехструнной. Но так как Амфион получил ее из рук Гермеса или Аполлона, то, естественно, модернизируя лиру, он должен был добавить новые струны. Сам миф окончательно сформировался, по-видимому, в эпоху использования семиструнных инструментов, и для убедительности образа Амфиону предстояло добавить не одну струну (как поступало большинство мифических, полумифических и исторических музыкантов), а целых три. Только в таком случае Амфион мог обладать

тем же инструментом, которым пользовались реальные музыканты. ; Загадочна и интересна связь Амфиона с лидийской и фригийской

музыкой. Согласно мифу, Амфион женился на фригийке Ниобе,

дочери Тантала и сестре Пелопса (Аполлодор III 5, 6). Казалось бы, что на свадьбе эллина и фригийки должны звучать эллинские

и фригийские мелодии. Однако в трактате Псевдо-Плутарха (15) сообщается, что на этой свадьбе впервые разучили «лидийскую


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz