Предыдущая Следующая

религиозной музыки. Однако в них есть одна деталь, остающаяся непонятной. Само имя музыканта — Филаммон (Фйсс^шу, буквально — «любящий Аммона») указывает на культ ливийско-египетского

божества Аммона, впоследствии отождествлявшегося с греческим

Зевсом. И вопреки такому «говорящему» имени Овидий («Метамор-

72

Е. В. Гер&ман

фозы» XI 316—317), передавая древнейшее предание, говорит о Филаммоне даже как о сыне Аполлона, «знаменитом вокальной песней и кифарой». Значит, несмотря на загадочность имени Филам-мона, мы можем с достаточной степенью уверенности утверждать, что он и Олен — полумифическое олицетворение древнейших музыкантов-жрецов, создававших и исполнявших музыку для ритуалов

в культе Аполлона.

Не исключено, что одно из сообщений Поллукса (IV 104) также передает сведения о древнем жреце Аполлона: «Танец „бариллика",

который женщины танцуют в честь Аполлона и Артемиды — создание

Бариллиха». Если это свидетельство верно, то можно предполагать, что в лице Бариллиха мы также должны видеть служителя культа Аполлона, нововведение которого в виде особого танца сохранилось

на века. Однако нет достаточной уверенности в том, что сообщение

Поллукса полностью достоверно. Гесихий говорит о том, что

«бриллихидей» обозначает «человека, носящего женскую маску и

одежду». Кроме того, известно, что лаконский танец «бриллиха»

или «бридаллиха» исполнялся мужчинами, облаченными в женское

платье, или женщинами, переодетыми в мужскую одежду. Причем

этот танец отличался непристойными движениями бедер. Такие данные не вписываются в круг художественных аспектов культа Аполлона, исключающих что-либо противоречащее возвышенному и благородному. Одновременно с этими сомнениями следует обратить внимание и на следующее обстоятельство: никто не может дать гарантии, что все приведенные обозначения (РарШша, РриаШха, ррибаМха) не являются вариантами одного и того же наименования.

Значит, вопрос о Бариллихе, как жреце Аполлона, пока остается

открытым.

Музыка аполлоновских праздников была торжественна и величава. В ней выражалось либо смиренное почитание бога, либо мольба

и просьба об излечении, об ограждении от бед, несчастий, голода.

Это была музыка о самом боге, о его свершениях, олицетворявших его могущество.

Дифирамб Дионису

Совершенно иная музыка служила обрамлением культа Диониса. Как утверждают историки, его культ стал активно утверждаться в Греции в конце ЛаП—начале VII вв. до н. э. Этот некогда фригийский

бог пришел в Элладу из Малой Азии и был принят, прежде всего,

в среде земледельцев. Именно демосу оказались близкими идеи


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz