Предыдущая Следующая

смирением перед столь величественной звуковой и красочной картиной.

Довольно обширное пространство, прилегавшее к храму, было

обнесено стеной, а к святилищу вела извилистая дорога, вдоль которой по обеим сторонам стояли статуи и колонны. Здесь же помещались сокровищницы многих греческих городов-государств, переданные в дар Дельфам. Они представляли собой небольшие сооружения, выстроенные в память о выдающихся событиях истории,

общественной или культурной жизни. Например, сокровищница

3*

68

Е. В. Герцман

афинян (более 10 м в длину и почти 7 м в ширину) была выложена паросским мрамором, а ее стены покрыты многочисленными надписями, содержащими упоминания о важных событиях в жизни

Афин, имена победителей в различных состязаниях и т. д. Кстати,

на стене этого дельфийского памятника во второй половине XIX века были найдены фрагменты гимнов, посвященных Аполлону:

наряду с текстом пеанов на мраморе вырубались и соответствующие нотные знаки. На пути к храму таких сокровищниц было много. Проходя их, паломник словно воодушевлялся общеэллинской гордостью, так как на этих памятниках были запечатлены важнейшие факты героической и культурной истории

эллинов.

Наконец он подходил к храму, помещенному на высокой двойной террасе и представляющему собой небольшое здание дорийского

типа. В центральном его зале стояла статуя Аполлона и находился «омфал» (оцрраАод) — полукруглый камень, считавшийся центром

всей земли. Другой зал был расположен на «расколотой» скале,

где из трещины выделялись одурманивающие испарения. Здесь же стоял золотой треножник, возле которого восседала жрица Аполлона Пифия. Она, одурманенная парами и испарениями, выходившими

из расщелины, в полуобморочном состоянии выкрикивала бессвязные

фразы и отдельные слова. Находившиеся здесь же жрецы выдавали ее бред за мудрые, но покрытые тайной и загадочностью предсказания самого Аполлона. На протяжении всей древней истории Греции к Пифии часто обращались для того, чтобы узнать желания богов и будущее. Жрецы, «переводившие» ее выкрики на всем понятный

греческий язык, излагали предсказания так запутанно и двусмысленно, что при любом развитии событий оракул оказывался прав. Звучала ли музыка в Дельфах? Безусловно! Без нее невозможно

было обойтись. К использованию музыки обязывала не только «музыкально-художественная» ипостась Аполлона. Сама процедура пророчества Пифии много бы потеряла, если бы она совершалась в тишине. Музыка должна была еще больше «наэлектризовать» эмоциональное состояние паломника. Нередко ответ оракула передавался вопрошателю при помощи пения или в стихотворной форме« Это называлось «хресмодиа» (хрпоцорбю) и помогало паломнику без тени сомнения уверовать, что на его глазах совершается чудо его


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz