Предыдущая Следующая

симфонии» требовали не только научные убеждения о единстве мира,

но и обыденное мышление. Ведь каждый человек может представить себе только «человеческую музыку». Все предположения и фантазии

о «космической», «божественной», «ангельской» и прочих музыках всегда базировались у всех на собственном музыкальном опыте.

Иначе и не могло быть.

Но по бытовавшим в античности взглядам, в основе земной,

человеческой музыки лежит особая музыкальная система, которая

именовалась «совершенной системой». Она отражала общие и самые

главные закономерности музыкального мышления эпохи. Мысль же о единых принципах организации микро- и макрокосмоса привела к необходимости считать, что та же самая «совершенная система» лежит

и в основе небесной музыки. Выражая общепринятое мнение, Боэций

(«О музыкальном установлении» I 27) писал, что совершенная систе-

ма - это «прообраз небесного звукоряда». Затем не оставалось ничего другого, как выяснить, какому из звуков земного звукоряда соответствует звучание каждой планеты. И такие параллели были установлены.

Сохранилось две системы соответствий между звуками и планетами. Обе они описаны в сочинении Боэция («О музыкальном установлении» I 27). Одна из них, по свидетельству самого Боэция, заимствована у Цицерона. Действительно, в уцелевшем фрагменте последней книги его трактата «О государстве» (IV 17) имеется текст, описывающий звукопланетные параллели. Источник второй системы Боэций не указывает. Однако его нетрудно установить. Исключая некоторые несущественные детали, она полностью соответствует последовательности, приводящейся Никомахом («Руководство по гармонике» 3). У всех древних авторов даны греческие наименования звуков совершенной системы, но в приводящемся здесь каталоге они заменены на современные обозначения. Кроме того, чтобы читатель мог без труда сопоставить обе системы, греческие названия планет, изложенные Никомахом (Кронос, Зевс, Apec, Гелиос, Гермес, Афродита) заменены на латинские (как у Цицерона и Боэция):

По Цицерону По Никомаху

ля

— Луна

   

си

- Меркурий

   

до

— Венера

   

ре

— Солнце

   

ми

— Марс

ми

— Сатурн

фа

— Юпитер

фа

— Юпитер

соль

— Сатурн

соль

— Марс

Ля

— небесный свод

Ля

— Солнце

   

Си

— Меркурий

   

До

— Венера

   

■■ Ре

—Луна

Цицерон излагает октохорд, а Никомах — гептахорд. Эти два варианта отражают два исторических этапа развития музыкальной системы. Когда более древний гептахорд был заменен на октохорд, то понадобилось и еще одно небесное тело. И здесь, как видно, возникло затруднение. Ведь античная наука знала только семь планет. Поэтому когда в теории музыки стал фигурировать октохорд, появилась сложная ситуация: для восьмого звука потребовалась еще одна планета. И выход был найден: вместо планеты к новому звуку октохордной системы был «приписан» небесный свод, то есть сфера неподвижных звезд, которая по бытовавшим в античности воззрениям обращалась вокруг Земли за одни сутки.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz