Предыдущая Следующая

Музыка космоса

Древнегреческие ученые всегда стремились выявить всеобщие

законы мироздания — те законы, которые бы действовали во всех условиях и на всех уровнях. Правда, греческой науке не всегда

удавалось приспособить обнаруженные ею закономерности к «работе

во всех измерениях», но она стремилась к этому.

Древние мыслители были глубоко убеждены в том, что все

явления макро- и микрокосмоса регулируются одними и теми же законами и главнейшая задача науки состоит в их открытии. Поэтому нередко они страстно хотели увидеть аналогии там, где их в

действительности не было. Идеальным примером такого подхода к

290

E. B. Еери'-ман

Новый миф

291

изучаемым объектам может служить знаменитая идея о «гармонии сфер». Вкратце ее суть такова.

Всякое движение создает звучание. Без движения существовало бы полное безмолвие. Движение любого тела — и камня, и струны — вызывает звучание. Если это всеобщий закон, то он должен действовать во всякой среде и на всех уровнях. Значит, движение планет также создает звучание. Ведь невозможно, чтобы движение столь огромных тел не вызывало звука. Следовательно, нужно допустить, что весь космос наполнен звучанием — «гармонией сфер».

Никомах («Руководство по гармонике» 3) писал по этому поводу: «...все тела, рассекающие со свистом что-то податливое, очень легко

приводимое в движение, обязательно создают [своей] величиной и

местом звучания, отличающиеся между собой звуки — либо в зависимости от своих масс, либо в зависимости от своих скоростей, либо

периодов (более подвижных или, наоборот, более спокойных), в которых осуществляется вращение каждого [небесного тела]». Значит, звук, издающийся каждой планетой, зависит от многих составляющих. Чем быстрее движение планеты — тем выше ее звучание, чем медленнее — тем ниже. Конечно, это лишь основной принцип, поскольку нужно также учитывать поправки на массу планеты, на особенности

ее собственного вращения, на ее положение на небосводе.

Таково было языческое понимание причин существования музыки

космоса. Спустя несколько столетий после Никомаха христианство

внесло свои оттенки в ее трактовку: «...само небо, вращаясь, подчиняется сладостной гармонии и, чтобы кратко выразить суть [небесной

музыки, нужно сказать]: все, что осуществляется по велению Творца в небесных и земных делах, не осуществляется без того, что предусмотрела эта наука [то есть музыка ]» (Кассиодор «О музыке» 9).

Логика древних ученых следовала за их убеждениями. Если в космосе возникает музыка, то она должна быть основана на тех же принципах, что и земная музыка. Такого толкования «космической


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz