Предыдущая Следующая

миксолидийская

лидийская

фригийская

дорийская

гиполидийская

гипофригийская

гиподорийская

высокая тональность

низкая тональность

т

т в

н

Теперь это были уже не три звуковысотные сферы, а семь тональных уровней, использовавшихся в музыкальной практике и

Г^Как мувыстно, Аристоксен излагает даже 15-тональную систему, в которой каждая последующая тональность отстояла от предыдущей

на полутон:

гиперлидийская гипперэолийская гиперфригийская гиперионийская гиперлидийская

высокая тональность

лидийская эолийская фригийская эолийская ионийская дорийская

■ Нетрудно увидеть, что каждый из трех «пятитональных блоков» включает в себя тональности, определяемые одними и теми же «племенными» терминами, но нижние — с добавлением приставки «гипо» (тіло — «под»), а верхние — «гипер» (гшер — «над»).

Таким образом, в процессе теоретического осмысления музыкальной практики при создании тональной системы были использованы те же термины, которые в архаические времена использо-

гиполидийская

гипоэолийская

гипофригийская

гипоионийская

гиподорийская

низкая тональность

284

Е. В. Герцман

вались для обозначения «племенных стилей». Правда, теперь они применялись не со словами «гармония» и «мелос», а с существительными «тонос» (тоуо<;, от глагола теСуо — «натягиваю»), то есть они понимались как некое высотное «натяжение» музыкального материала. Однако необходимо отметить, что термин «тропос» иногда теперь использовался и для обозначения тональностей. Так, например, в самом полном описании античной системы нотации, сохранившемся в трактате Алипия (III или IV вв.) «Введение в музыку», нотные последовательности представлены в конкретных тональностях, называемых «тропосами». Как мы увидим в дальнейшем, это послужит одной из причин многих недоразумений, непосредственно связанных с «этосом ладов».

Но сейчас целесообразно акцентировать внимание читателя на новом важном заключении, к которому мы вынуждены прийти. Оно гласит: в античной художественной практике и музыкальной теории терминами «дорийский», «фригийский», «лидийский» и им подобными никогда (!) не обозначали то, что мы определяем словом «лад» — некий теоретический поступенный звукоряд с определенной интервальной последовательностью, призванный схематизированно запечатлеть сложные процессы, происходящие в живой музыке, определяемые системой устойчивых и неустойчивых звуков, логикой их взаимоотношений, выражающихся в притяжениях, отталкиваниях и т. д.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz