Предыдущая Следующая

зависимости от их близости или отдаленности от двух крайних контрастных высотных полюсов.

Новый миф

279

( Столь специфическая реакция на разновысотные сферы звукового

пространства не могла не наложить отпечаток на особенности музыкальной практики. Существуют убедительные свидетельства того,

что различные музыкальные жанры соотносились с определенными регистрами. Да и вряд ли могло быть иначе при столь своеобразном восприятии высотных сфер. Действительно, если испокон веков низкий регистр ассоциировался с одним эмоциональным состоянием, а высокий — с другим, то осмысление музыкального образа не должно было миновать столь специфической реакции на регистр его звучания.

При такой «слуховой ситуации» было бы противоестественно воплощать спокойные и величественные образы в высоком регистре, а драматические и трагические — в низком. Слуховой музыкально-художественный опыт требовал прямо противоположного соотношения образов и регистров, и античная музыкальная практика на протяжении длительного времени неуклонно следовала этой традиции.

Псевдо-Плутарх («О музыке» 6), описывая уже известный нам

жанр нома, сообщает, что в старину «в номах сохранялась особая высотность, [свойственная] каждому [из них], поэтому они имели такое название [вспомним, что «номос» — это «закон» ]. Они были названы номами, так как не разрешалось нарушать установленный для каждого [нома ] вид высотности». Поэтому военный ном (ёуОяАюд уоцод) имел один регистр звучания, а погребальный ном (еятЗцРюд уоцод) — другой; аналогичным образом, музыкальное сопровождение веселого шествия (хюцархюд уоцод) исполнялось в одном регистре, ■а уже известный нам «колесничный ном» (арцатеюд уоцод) — в другом. Существовало даже особое песнопение, называвшееся «высокий

номТТа1киеежоану)0ь1од]как трены, линодии, плачи, погребальные песни звучали в высоком регистре, так как они должны были восприниматься напряженно и динамично. Ведь высокий регистр соответствовал эмоциональному восприятию драматических образов этих жанров. А гимны, посвященные различным богам, и песнопения, звучавшие на торжественных религиозных церемониях, исполнялись в низком регистре, ибо он отвечал величественным и могучим образам этих

жанКроовн.ечно, было бы явным упрощением античной музыкальной

практики считать, что каждый регистр ассоциировался только с одним каким-то характером или этосом. Такая схематизация противоречит и фактам искусства, и многообразию творческих методов решения художественных задач. Известно, например, что верхний регистр активно использовался также при создании любовных и эротических песен. Значит, напряженность восприятия высокого регистра использовалась всегда, когда нужно было воплотить


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz