Предыдущая Следующая

Фабий Квинтилиан «Ораторские наставления» X 10, 32; Секст

I

275

Е. В. Гер&ман

Эмпирик «Против ученых» VI 8; Ямблих «О пифагорейской жизни» 26 и др.).

Боэций («О музыкальном установлении» I 1) приводит ее в следующем варианте: «Кто не знает, что пьяного тавроменитского [Тавромений — город на восточном побережье Сицилии ] юношу, возбужденного звучанием мелодии, близкой к фригийской, Пифагор

возвратил в более спокойное и естественное для него состояние, подпевая спондей? Когда любовница [юноши] оказалась запертой в доме соперника, и он возбужденный [хотел] спалить дом, а Пифагор, согласно своему обычаю, изучал тогда ночное движение планет,

то как только он понял, что возбужденный звучанием фригийской

песни [юноша] под влиянием многих увещеваний не пожелал прекратить буйство, [Пифагор] велел изменить песню и таким образом

успокоил душу неистового юноши, [приведя ее] в состояние безмятежного настроения».

Вслед за этим рассказом Боэций приводит цитату из несох-ранившейся книги Цицерона «О своих советах», в которой та же самая легенда повествуется так: «Рассказывают, что когда пьяные юноши, возбужденные [звуками ] тибий и пением, ломились в двери

[дома] целомудренной женщины, то Пифагор посоветовал играющему на тибии, чтобы он исполнил спондей. Когда он сделал [это], их

бешеная разнузданность успокоилась из-за медленности мелодии и низкого пения».

Сопоставляя эти два пересказа одного и того же предания, легко

установить, что смена экзальтированной фригийской музыки на религиозный спондей, отличавшийся не только спокойным движением

мелодии, но и низким регистром звучания, способствовала успокоению страстей. Это был естественный результат античной слуховой

реакции на низкую звуковую область.

Своеобразное восприятие различных регистров является следствием объективных причин, связанных с психофизиологической

реакцией на звуки различной высоты. Кроме того, нельзя забывать,

что музыка древности была, прежде всего, вокальной и слух больше всего воспитывался на вокальном музицировании. Несмотря на развитость инструментальных форм, они, за редким исключением, были вторичными и следовали за вокальными. Напряжение, с каким

человеческий голос воспроизводил звуки значительной высоты, должно было оказывать влияние и на их восприятие. Слушающий как бы «напрягался» вместе с поющим. А это «напряжение», вызванное музыкально-художественным сопереживанием, влияло на эмоциональную оценку высокого звучания. Поэтому низкий регистр осознавался как спокойный и естественный, а высокий — как напряженный и динамичный. Все остальные звуковые сферы оценивались в


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz