Предыдущая Следующая

Дилетанты и профессионалы

269

Не трудно догадаться, каков был моральный уровень рабов-музыкантов. Ведь они участвовали в хозяйских оргиях и пьяных похождениях и не могли не представлять собой утрированного слепка с облика своего распущенного господина. Вспомним, чтобы придать правдоподобность ложным обвинениям, выдвинутым Нероном, против его первой жены Октавии, он объявил, что она прелюбодействовала

с рабом-тибистом по имени Эвкер, родом -из Александрии (Тацит

«Анналы» XIV 60, 2). Для общественного мнения это звучало достаточно убедительно, так как разврат считался неотъемлемым признаком среды музыкантов, а тем более, если речь шла о рабе-музыканте.

Рабов-музыкантов чаще всего приобретали на рынках у работорговцев. Петроний («Сатирикон» 53) рассказывает, как его герой,

знаменитый Тримальхион, купил целую группу актеров-комедиантов,

в которой, без сомнения, были и музыканты.

В комедии Плавта «Раб-обманщик» (484) сообщается, что рабы-

ня-тибистка стоит всего 20 мин (одна мина составляла приблизительно 436.6 грамма драгоценных металлов — серебра или меди).

Существовали и два других способа приобретения рабов-музыкантов. Во-первых, они переходили по наследству, во-вторых, многие римляне привозили музыкантов с Востока. Такая форма приобретения была распространена среди тех, кто с войском или по торговым

делам оказывался в Азии. Плутарх («Антоний» 24, 2) пишет, что Антоний буквально наводнил свой двор кифародами и авлетами из Азии. В комедии Плавта «Стих» (380) мальчик Пинакий, разжигая ревность Панегериди, сообщает о том, что ее муж Эпигном привез якобы из Азии красавиц тибисток, лирниц и арфисток. Панегериди

без труда поверила в этот «розыгрыш», так как подобное приобре-

| тение было в порядке вещей.

Рабов-музыкантов нередко отпускали на свободу. Петроний

(«Сатирикон» 74) упоминает об уличной арфистке, которая в прошлом

была рабыней. В комедии Плавта «Эпидик» (500—503) арфистка с

гордостью заявляет, что она уже более пяти лет на свободе и поэтому ее невозможно купить.

Освобожденные рабы-музыканты пополняли, как правило, груп-

I пу, обслуживающую римских аристократов. Они переходили из частного пользования в общественное, попадая в безнравственный вертеп, где все продавалось, где обесценивались такие элементарные человеческие качества, как порядочность и самоуважение.

Движение античного общества к своему краху было теснейшим

образом связано с падением нравственных ценностей. Даже возникновение и первоначальное развитие столь высокодуховного религиозного течения, как христианство, не в состоянии было хоть как-то оста-


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz