Предыдущая Следующая

сблизившись с благородной Валерией и поселив ее в своем доме,

все же не отказался от общества «актрис, актеров и кифаристок» и постоянно пьянствовал с ними (Плутарх «Сулла» 36, 1). Так было сплошь и рядом. Более того, бытовало мнение, что всякий музыкант, прежде чем начнет играть, обязательно должен выпить вина. Например, в комедии Плавта (250—184 гг. до н. э.) «Стих» (на-

^ рванной по имени персонажа, хотя в русском переводе она известна под заглавием «Господа и рабы») раб Сагарин угощает тибиста "вином, перед тем как тот заиграл (723, 754—758). Судя по всему, это была типичная ситуация не только на сцене, но и в жизни. Известно, что некогда славный кифарист Конн, учитель музыки

"знаменитого Сократа, победитель на многих состязаниях, спился и

впал в нищету (см. Аристофан «Всадники» ст. 534—536).

Любили выпивать не только тибисты и авлеты, но и многие из ршфародов. Афиней (XIV 623 а) рассказывает о кифароде, который |сначала выпил > а уж потом «взял свою кифару и привел нас в такой восторг, что мы все были поражены... »

Любой гостеприимный хозяин, устраивая пирушку и угощая

•гостей вином, услаждал их слух музыкой. Для этого посылался раб, 1 приводивший авлета или авлетистку, но чаще авлетистку (Феофраст I «Характеры» 20, 10), кимвалиста или кимвалистку, но чаще кимва-1листку (Петроний «Сатирикон» 23). Развратные римские аристократы I предпочитали на попойках иметь «под рукой» женщин-музыкантш. I Их нанимали либо в притонах, либо просто на рынке (см. Плавт ркКубышка» 280; эта комедия иногда переводится на русский язык [как «Клад»). Ведь такие инструменталистки могли удовлетворить

не только музыкальные запросы патрициев. I' Не случайно авлетистки и кифаристки нередко были одновременно "гетерами и куртизанками. Такое «совмещение» предопределялось,

прежде всего, средой, в которой разница между обязанностями му-

Ыыкантши и куртизанки сводилась до минимума. Более того, в

"Профессиональные навыки гетер и куртизанок, обслуживавших

римских аристократов, входило умение играть на музыкальных инструментах. Это способствовало созданию своеобразной эротической обстановки и высоко ценилось. Гетеры, не умевшие петь и играть, оплачивались значительно ниже. Для них даже существовало особое определение — «пешие телочки», по аналогии с пехотинцами, выступавшими в поход без музыки, тогда как конница всегда имела

1 музЬСтргнЕтов"(XIV 2, 26), сообщая о городе Алабанды, находившемся • в Карий, рассказывает, что его жители проводят жизнь в роскоши


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz