Предыдущая Следующая

этому поводу Нерон «возблагодарил богов в сочиненных им гимнах»

(Тацит «Анналы» XV 34).

Через одиннадцать месяцев после смерти Нерона в Рим под

звуки труб вступил новый император Вителлий. Он взял себе за

образец нероновский стиль правления. На праздничном пиру, когда гости наслаждались пением кифарода, новый император при всех

попросил артиста исполнить «что-нибудь из хозяйского [репертуара ]». И тот сразу же начал петь какую-то «песню Нерона» (Светоний «Вителлий» II).

Флавий Филострат («Жизнь Аполлония Тианского» IV 39) несколько раз упоминает «песни Неронова сочинения», заимствованные

«из разных Нероновых трагедий».

Ц Таким образом, есть все основания считать, что Нерон был кифародом, создававшим и собственные сочинения (см. также: Све-

;тГРеалНнерон»и 43о^игукинан во^^ова была действительная

ценность творчества Нерона? Ответ на него появился бы только в том случае, если бы была возможность восстановить подлинное мнение современников о выступлениях и сочинениях самодержца. Однако эта задача неразрешима по многим причинам. Во-первых, уже упоминавшееся отвращение всех историков к зверствам Нерона полностью исключает их объективные оценки. Во-вторых, никто из авторов, описывающих жизнь диктатора, не мог слышать его вы-Цступлений: самому старшему из них — Тациту — было всего тринад-; цать лет, когда смерть настигла Нерона, а Светоний родился семь

лет Наиболее объективной представляется оценка, данная Лукианом 1 («Нерон» 6), родившимся через полвека после смерти Нерона, когда понемногу улеглись страсти, вызванные его преступлениями, и когда

еще были живы люди, слышавшие Нерона. Вкратце оценка Лукиана

1 сводится к следующему. Голос — не первосортный, но и не заслужива-1 ющий насмешек. Его звучание в целом неплохое, особенно в среднем регистре. Пел Нерон с большим напряжением, правда, умел скрывать

дефНтыв э^стовах — оценка только Нерона-певца. Вопрос же о до-Иргоинствах сочинений того, перед кем трепетали и кого ненавидели, •Ьгается одним из неразрешимых вопросов искусства и истории древнего

Ввдра.

I Свободные и рабы

Особенности жизни музыканта-профессионала зависели от множества причин. Если он обладал выдающимися способностями и

мастерством, то у него было два пути: либо идти в услужение к какому-либо владыке, либо участвовать в различных состязаниях. I Только так музыкант мог обеспечить себя и свою семью. В первом I случае его благоденствие зависело от щедрости хозяина и от того, | как долго тому угодно было держать при себе музыканта. Если же Шв услугах его больше не нуждались, начинались странствия. В этот I период источником существования служила любая работа, требовав-I шаяся в местах, расположенных на длинной дороге скитаний. Если Г удача сопутствовала искателю заработка, то спустя некоторое время 1 он мог вновь попасть ко двору нового владыки, где все начиналось I сначала. Во втором случае благополучие зависело от уровня


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz