Предыдущая Следующая

По словам Тацита («Анналы» XIV 14, 1), он постоянно напоминал всем, что песнопения посвящены Аполлону, «изображения которою стоят не только в греческих городах, но и в римских храмах», а

Дилетанты и профессионалы 257

•отому пение является делом достойным. По сообщению другого Историка, Светония («Нерон» 40, 2), Нерон распространял слух, что •му было якобы предсказано астрологами быть низвергнутым. Поэтому он часто повторял фразу, ставшую известной в Риме: «Прокормимся ремеслом». Возможно, вымыслом о таком предсказании •которое, кстати, сбылось) он хотел оправдать свои музыкальные •анятия. Однако любые доводы здесь были бессильны, так как сама привязанность императора к музыке противоречила сложившимся

представлениям и оскорбляла заносчивый и чванливый «римский

Вх».

| Что известно о Нероне-музыканте?

Корнелий Тацит («Анналы» XIII 3,3)— его, как и всех римских историков, никак нельзя заподозрить в симпатиях к Нерону, — писал, •то будущий император еще с детства занимался резьбой, рисованием, •фа жнялея в пении, пытался сочинять стихи. Иначе говоря, любой Воспитатель мог заметить у него ярко выраженные склонности к

художественному творчеству (кстати, остается загадкой, как к этому

Вносился его наставник Сенека). Придя же к власти, он немедленно •ригласил к себе знаменитого тогда кифарода Терпна и стал учиться •г него. Правда, Светоний («Нерон» 21) пишет, что Нерон «слушал •го [то есть Терпна] много дней подряд после обеда и до поздней •очи, а потом понемногу и сам стал упражняться в этом искусстве». Совершенно очевидно, что ограничившись пассивным слушанием, Нерон бы никогда не научился искусству кифарода. Значит, император, чуть ли не обожествлявшийся в Риме, снизошел до того, что

Ьахотел самым активным образом обучаться «низменному делу» у •ыкновенного музыканта. На такой шаг, выходящий за рамки •рщепринятых норм жизни, можно было пойти, только неся в своей Куше пламенную страсть к музыке.

Спору нет, в таком жутком типе,- как Нерон, стремление к музицированию тесно соприкасалось с проявлением эгоизма и са-•олюбия. Его страсть к музыке была неотделима от желания •Оказать всем окружающим свои собственные таланты: умение •трать на кифаре и петь, свой артистизм и, как мы увидим, свои •юсобности сочинять. Но у кого из великих артистов любых времен • народов самолюбие, пусть даже тщательно скрываемое, не было •ощным импульсом для творчества? В этом отношении источник Важды славы Нерона ничем существенным не отличался от стимулов великих мастеров как античности и средневековья, так и нового


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz