Предыдущая Следующая

стремление Калигулы музицировать — просто блажь самодура, аналогичная его поистине великой алчности, удивительным образом

1

254

Е. В. Гер&ман

сочетающейся с фантастической расточительностью. Чуть ли не за год он промотал огромное наследство своего предшественника Тиберия и сразу же ввел непомерные денежные налоги. Поборы совершались с жестоким произволом и откровенным садизмом. Однако I ночью он позволял себе предаваться «искусству».

Светоний («Калигула» 54, 1—2) рассказывает такой случай. Однажды, уже за полночь, Калигула вызвал во дворец трех сенаторов и рассадил их на сцене. Зная коварный и злонамеренный характер императора, сенаторы трепетали в страхе, так как ожидали самого худшего. Но Калигула выбежал к ним в женской тунике и под звуки тибий и кротал проплясал танец, а затем ушел. Явное самодурство, а не интерес к искусству, могли заставить человека проделать подобное представление. Недаром Светоний пишет, что

Калигула всегда чувствовал «помутненность своего рассудка».

Трудно что-то сказать об императоре Тите (71—81 гг.), который,

по словам того же Светония («Тит» 3, 2), был так близко знаком с музыкой, что «искусно пел и играл на кифаре». Остается загадкой,

насколько это было «искусно и красиво».

Ставший императором после Тита Домициан (81—96 гг.) учредил, как уже указывалось, игры в честь Юпитера Капитолийского, где наряду с гимнастическими и конными состязаниями проходили и музыкальные конкурсы. Здесь кроме кифародов выступали и кифаристы — как в качестве солистов, так и в ансамбле с хором (Светоний «Домициан» 4, 4). Флавий Филострат («Жизнь Аполлония Тианского» VII 12) свидетельствует, что Домициан сам увенчивал

победителей соревнований лавровыми венками и вслед за этим некоторых из них сразу же казнил. Таким образом, отдельные кифаро-

ды пели на играх в честь Юпитера Капитолийского свою лебединую

песнь. Перед нами вновь яркий пример не любви к музыке, а пристрастия к пышным празднествам, где музыка играла подсобную роль; жизнь же самих музыкантов находилась в руках необузданного

самодмператор Траян (97—117 гг.), подобно Домициану, основал состязания музыкантов, но не в Риме, а в подвластной Греции. Их

назвали Траяниями.

Император Адриан (117—138 гг.) хвастался тем, что за < пиршественным столом сидели многочисленные инструменталисты

и певцы.

Грязный развратник Гелиогабал, императорствовавший с 2И 222 гг., любил петь под аккомпанемент свирели, сам вроде дая« играл на трубе, пандуре и органе. Существуют отрывочные свидетельства, что следующий римский император Александр Север (222;-*' 235 гг.) упражнялся в игре на лире, свирели, органе и трубе. ВД во всех приведенных случаях мы лишены возможности опереться


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz