Предыдущая Следующая

Смысл вывода Плутарха достоин быть занесенным на скрижали самых парадоксальных воззрений человечества: если произведен" вызывает восхищение, то это еще не означает, что его автор за" служивает подражания. Удивительным было общество, где худой#' ственный подвиг не способствовал зарождению попытки во<

роизвести нечто подобное или хотя бы приближающееся к нему.

Безусловно, это не означает, что искусство не находило отклика в сердцах и умах людей. Нет! Но подход к нему был нередко чисто утилитарным. Считалось достойным делом построить храм в честь какого-либо божества, иметь в своем доме скульптуры, выполненные хорошими мастерами, слушать известных поэтов и музыкантов. Такие деяния украшали жизнь. Поэтому с точки зсения общепринятой морали искусство не следовало вообще отстранять от занятий. Конечно, вряд ли свободному гражданину к лицу в часы досуга засучить рукава и, взяв в руки резец, биться, обливаясь потом и раня свои руки, над трудно укротимым мрамором, создавая изображения богов

и себе подобных. Куда благороднее взять в руки лиру, небрежно

бряцать по ее струнам и напевать полюбившуюся песенку. А разве плохо пригласить на пир певцов и музыкантов, и после сытного обеда и беседы с друзьями внимать прекрасным, ласкающим слух звукам?

Попытаемся проследить, как, руководствуясь такими убеждениями, относились к музыке в различных слоях античных обществ. Начнем с тех, в руках которых была сосредоточена власть над

судьбами народов.

Владыка финикийского города Сидона Стратон (VI в. до н. э.) славился тем, что на его пирах присутствовало множество певцов, авлетистов и танцоров, услаждавших слух и зрение хозяина и его гостей (Элиан «Пестрые рассказы» VII 2).

I Пышный двор тирана Поликрата, правившего на острове Самос в конце VI в до н. э., выглядел буквально наводненным поэтами и музыкантами. По роскоши его двор превосходил дворцы восточных владык, но был украшен с эллинским вкусом. Среди придворных,

прославлявших тирана, были такие выдающиеся мастера, как Анакреонт и Ивик из Регия. Геродот (III 40—41) рассказывает о Поликрате знаменательную легенду. Египетский " царь Амасис посоветовал тирану пожертвовать чем-то очень дорогим для него, чтобы боги не

позавидовали его счастью и не покарали. После нелегкой борьбы с самим собой Поликрат все же бросил в море драгоценнейший смарагдовый перстень с печатью. Однако через некоторое время кто-то

из рыбаков поймал громадную рыбу и подарил ее тирану. В брюхе рыбы оказался выброшенный перстень. Амасис понял тогда, что

Поликрат не кончит добром. Через некоторое время так и случилось.

Сатрап лидийских Сард Орет обманом завлек Поликрата к себе и


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz