Предыдущая Следующая

[достаточно, чтобы квалифицировать его самым распространенным |греческим названием — «сальпинкс», хотя в действительности могла

ШВвучать букцина либо какая-нибудь из разновидностей рожков.

1

242

E. B. Гер&ман

На службе у государства

243

Другим убедительным доказательством отсутствия интереса к специфическим особенностям музыкальных инструментов могут служить те отрывки первоисточников, в которых даже не указывается инструмент, воспроизводящий сигнал. Так, Каталина у Саллюстия («Заговор Каталины» 58, 1) велит «проиграть сигналы» для наступления без упоминания самого инструмента. У Тита Ливия (XXVIII 47, 2—5) карфагенский полководец Гасдрубал, объезжая ночью римский лагерь, хочет услышать «единожды или дважды дается сигнал», чтобы определить количество войска. Но автора, описывающего эту разведку, не интересует, на каком инструменте подаются сигналы. Подобных примеров можно привести много.

В результате получилось так, что большинство имеющихся в нашем распоряжении свидетельств передают либо неясную, либо

недостоверную информацию. Сопоставление же некоторых показаний

различных авторов создает картину с многими противоречиями.

И, вместе с тем, несмотря на все трудности, можно хотя бы в общих чертах реконструировать основные принципы использования инструментов в римских войсках.

Самым главным из них была труба (называвшаяся «тубой»).

Основная ее часть представляла собой трубку, сделанную из меди или бронзы, реже — из железа или слоновой кости. Длина такой

трубки составляла приблизительно около полутора метров. Завершалась она небольшим раструбом. Обычно туба имела съемный

мундштук. Подобно греческому сальпинксу, ее музыкальные возможности были крайне ограничены и не выходилц за рамки первых пяти-шести звуков натурального звукоряда. Античные авторы почти всегда говорят о резкости звучания тубы. В этом также нетрудно увидеть сходство с сальпинксом. Как и сальпинкс, римская туба считалась созданием этрусков. Поэтому вполне возможно, что «сальпинкс» и «туба» — различные названия одного и того же инструмента, отличавшегося лишь незначительными деталями конструкции. Такая мысль подтверждается и тем, что аналогичные инструменты были не только в Греции и Риме, но ив других странах Средизем-

номВормьяи.рной жизни туба использовалась лишь в особых и наиболее

торжественных случаях. Ее можно видеть на изображениях, запечатлевших торжественные погребальные процессии и грандиозные культовые церемонии. Несмотря на то, что для музыкального оформления культовых обрядов туба применялась намного реже, чем

тибия и лира, в Риме существовал праздник «тубилюстриум»


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz