Предыдущая Следующая

был быть судьей и давать в качестве награды победителю мясо».

Г.

На службе у государства

223

Не требуется большой проницательности, чтобы представить себе художественный уровень искусства, когда арбитром выступает армейский командир, а призом служит мясо. Другое искусство и не могло культивироваться в тоталитарной Спарте.

Топор и лира *

| Все это говорит о том, что государство издавна знало, каким сильным воздействием на людей обладает музыка. Разве не удивительно, что разрозненные звуки, организованные соответствующим образом, способны направить волю массы людей на разрушение или созидание. Следовательно, музыка — довольно опасное оружие, могущее быть обоюдоострым. Все зависит от того, в чьих руках это оружие находится, против кого направлено и каким идеям служит. Поэтому государство не хотело пускать развитие музыки на самотек,

Штем более — давать возможность использовать ее против тех устоев, на которые опирается общество. В знаменитых «XII таблицах», где

|в законодательной форме были зафиксированы юридические нормы жизни архаичного Рима, определенное место отводилось и музыке. Согласно одной из таблиц, смертная казнь назначалась за исполнение или создание песни, оскорбляющей какого-либо человека (см. Цицерон «О государстве» IV 10, 12). Ясно, что забота здесь была не столько о каждом отдельном человеке, сколько о потенциальных возможностях порицать и осуждать посредством песни пороки обще-

Вгва, проявляющиеся в делах и поступках людей. Критика

"чиновников и должностных лиц — это не только удар по каждому из них, но и по государственной системе в целом. Поэтому «XII

таблиц» запрещали песни, певшиеся кому-нибудь «в обиду» (Цицерон

«Тускуланские беседы» IV 2, 4). Конечно, «песенная обида», нанесенная отдельному человеку, не шлани в какое сравнение с такой Ике «обидой», нанесенной государству.

[ Следовательно, для музыки необходимы были конкретные уста-

§новления, которые не давали бы ей простора для «своеволия» и не допускали бы возникновения непредвиденных эмоциональных вол-

"нений, могущих поколебать фундамент государственной системы. Однако жизнь показывала, что не так просто удержать в узде то, что по самой своей сути подвластно лишь художественным законам. Если трудно уследить за тем, что поют в быту, ибо эти песни тщательно сокрыты от ока и слуха стражей государства, то еще Труднее противостоять нарождению новых идей в музыкальном твор-

сЧестве. Ведь музыка находится в постоянном развитии; на смену одним формам приходят другие, а старые средства выразительности


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz