Предыдущая Следующая

На службе у государства

215

для борьбы». Вторая часть — «катакелевсмос» (хатахеАеиацбд — боевой клич), когда бог вызывает чудовище на поединок. Затем следовала центральная часть, называвшаяся «ямбикон» (1а|хрЧ>гоу — ямбическое), как бы иллюстрирующая ход борьбы, где «имитируются трубные призывы и скрежет зубов (ббстшцбд — „одонтисмос") дракона». Предпоследняя часть — «спондей» (алаубеЁту). Это провозглашение победы бога. Возможно, название «спондей», олицетворяющее музыкальное оформление богослужений, указывает на

религиозный характер музыки, звучавшей как гимн или молитва

Аполлону. Пятая часть авлетического Пифийского нома называлась

«катахоревсис» (хатахбргиац;). Здесь гремела торжественная песня-пляска, знаменовавшая радость Аполлона, праздновавшего свою

победу.

Сакад еще дважды увенчивался лавровым венком на Пифийских играх: в 584 и 582 гг. до н. э. Его слава облетела всю Элладу. Памятники этому выдающемуся авлету воздвигались в самых разных ее местах. Еще Павсаний (II 22, 9) застал один из таких памятников

в Коринфской области. Известно также, что статуя Сакада с авлосом,

величина которой была равна размерам фигуры самого авлета, высилась и на Геликоне, среди изваяний других выдающихся музыкантов (Павсаний IX 30, 2).

Не исключено, что именно со времен Сакада участвовавший в

Пифийских играх авлет, стал называться «пифавлом» (либагЛлд). Сам же инструмент, технически приспособленный для исполнения столь сложных и виртуозных сольных произведений, именовался

уже «пифийским авлосом».

Кроме создания авлетического Пифийского нома, Сакаду

приписывается также авторство элегий и создание сочинения, получившего наименование «тр1Ц£Ап.д» (трехпесенный). По свидетельству источников, Сакад построил его так, что каждая из трех частей

звучала в одной из трех тональностей — дорийской, фригийской или лидийской (Псевдо-Плутарх 4 и 5). Другие подробности этого нововведения Сакада отсутствуют.

Конечно, достижения Сакада не возникли на пустом месте. Школа Олимпа уже располагала значительными успехами в развитии

инструментальной музыки. Вполне возможно, что первые робкие

шаги в создании инструментальных номов предпринимались еще до Такада. Уже упоминался ном, называвшийся «многоголовым». Псев-по-Плутарх (7) приписывает его создание либо Олимпу, либо его

ченику Кратету. Предположительно, Кратет был одним из старших

Ьвременников Сакада, который подготовил почву для стремительного

асцвета сольной инструментальной музыки, получившей свое яркое

эплощение в творчестве аргосского авлета. Как указывалось, тематика «многоголового» нома была посвящена борьбе Персея с мно-


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz