Предыдущая Следующая

Как утверждает традиция, Терпандр создал «первое установление музыки в Спарте» (Псевдо-Плутарх 5). Понимание этого сообщения сопряжено с определенными трудностями. Ведь невозможно думать,

что до появления Терпандра в Лаконии там вообще не было музыки.

Значит, речь идет о чем-то другом. Скорее всего здесь нужно видеть

первый зафиксированный случай, когда государство открыто поставило музыку себе на службу ради достижения определенных

I политических целей, а музыка стала выполнять задачи, установ-рленные для нее государством.

Что представляли собой с музыкальной точки зрения номы Тер-і пандра? Многие исследователи пытались ответить на этот вопрос.

Но все их попытки оказались тщетными, так как не сохранилось | никаких свидетельств, непосредственно связанных с сутью музы-I кального материала. Поэтому мнения ученых,« как правило, основывались на субъективных представлениях и зависели чаще всего от собственных индивидуальных воззрений на античную музыку У вообще. В результате суждения о номе имели очень широкую амплиту-I ду: от трактовки нома как некого древнегреческого макама I (импровизационной композиции на конкретные мелодические фор-| мулы, якобы записывавшиеся жрецами и хранившиеся в храмовых архивах) до понимания нома как развернутой, почти «оперной», арии с сопровождением инструмента. Все подобные предположения I так же трудно принять, как и опровергнуть, ибо материал, которым і располагает наука в настоящее время, не идет далее характеристики | внешних аспектов нома, да и они во многих случаях не ясны и I допускают взаимоисключающие друг друга толкования.

Источники указывают на связь кифародических номов Терпандра Вс творчеством Гомера. Так, по свидетельству Псевдо-Плутарха (5), | Александр Полигистор говорил, что Терпандр «следовал гекзаметрам л Гомера и мелодиям Орфея». В том же источнике (4) сообщается,

что «кифародические номы возникли из эпических поэм», а Терпандр

«положил на музыку гекзаметры своих номов и стихов Гомера» «там же, 3). Все это нужно понимать только как указания на то, С что текст номов Терпандра создавался в гекзаметрах, то есть на I языке эпической поэзии. Однако такие свидетельства не проливают I свет на саму музыку произведения.

Номы Терпандра, скорее всего, были двухчастными. Их первая

I часть являлась призывом к какому-либо божеству, так как ни одно | дело, а особенно такое общественно важное мероприятие, как испол-I нение поющихся законов, не могло совершаться без обращения к богу В и без его поддержки. Эта часть нома называлась «арха» (ар/а — V начало). Судя по всему, она создавалась в свободной форме и могла | выражаться не только в гекзаметрах, но и в других поэтических 1 размерах. При большом стечении народа певец с кифарой стоял, Е обратившись лицом к храму, либо к изваянию божества, либо к его I алтарю, и пел воззвание к богу или молитву. Среди сохранившихся | фрагментов Терпандра существует только два, подлинность которых I почти не вызывает сомнений. Один из них передан в словаре «Суда» Кв статье «Амфианактидзейн» (аікрісо'ахті^ — этим глаголом в шут-I ку называли исполнения произведений дифирамбических поэтов-му-I зыкантов, в начальных строчках которых очень часто встречалось і выражение «аіхфі^сххтсхд» — «вблизи владыки») и является обра-


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz