Предыдущая Следующая

и редкостная способность к созданию музыкальных произведений.

На службе у государства

207

I Но не только легенда свидетельствует об удивительном искусстве Терпандра. В псевдо-плутарховском сочинении «О музыке» (4) сообщается, что Терпандр четыре раза подряд побеждал на Пифийских

играх. А это уже конкретные исторические факты, которые можно трактовать однозначно — как признание художественного превосходства музыканта, прославившегося в открытом состязании с другими Современниками.

1 Как появился Терпандр в Спарте и какова была там его общественно-художественная деятельность — навсегда останется загадкой.

Сохранилось всего два сообщения одинакового содержания. Они гласят, что именно Терпандр прекратил имевшиеся тогда раздоры в

Спарте. Одно из них зафиксировано у Псевдо-Плутарха (42), а

другое — в уцелевшем отрывке из сочинения Гераклида Лембосского (II в. до н. э.) «О государственных устройствах». В последнем сообщается, что Аполлон через своего оракула повелел спартанцам Ео всем слушаться Терпандра.

1* Каким образом Терпандр сумел прекратить гражданские распри? Сейчас по этому поводу можно строить лишь более или менее правдоподобные предположения, основывающиеся на косвенных данных. Но естественнее всего мотивировать общественную деятельность Тер-пандра, отталкиваясь от главных примет его творчества. Ведь художник способен влиять на умонастроения людей только своим искусством. И с этой точки зрения привлекает внимание важное обстоятельство, на котором акцентируют внимание источники. 11 Среди многих достижений, приписывающихся Терпандру, самым •Равным по праву считается введение в музыкальную практику жанра, получившего название «ном» (убцод). Правда, отдельные

свидетельства иногда оспаривают приоритет Терпандра в этой области. Так, например, тот же Псевдо-Плутарх передает два других

мнения. Согласно первому («О музыке» 5) «некоторые из кифа-•Ьдических номов, составленные Терпандром, сочинены [еще] в

Вевности в Дельфах Филаммоном» (см. также словарь «Суда», Ватья о Терпандре). Второй отрывок того же сочинения («О музыке»

Ш) передает иную точку зрения: «Говорят, что... Олимп... создал •влетический ном в честь Аполлона, называющийся „многоголовым"». Но таких источников, ставящих под сомнение заслуги Тер-•Шдра в деле создания нома, очень мало. Абсолютное их большинство Ьтдает пальму первенства музыканту с Лесбоса.

Не исключено, что в возникающей иногда разноголосице свидетельств по этому вопросу нашел отражение важнейший принцип •"рождения и первоначального развития любого жанра: никакой II анр не может быть созданием одного, пусть даже гениального I мпозитора. Жанр формируется постепенно в процессе исторической I Юлюции. Как правило, его эмбрион зарождается в недрах одного I традиционных жанров, а затем либо трансформирует его, и тот


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz