Предыдущая Следующая

Помпея. Этот театр имел 27 000 мест и отличался необыкновенным

великолепием. Вдобавок к нему примыкало два замечательных храма — Победы и Венеры. Такой архитектурный ансамбль как нельзя

лучше показывает отношение римлян к театру. Это было одно из

любимейших зрелищ горожан.

Уже при входе в театр зрителей встречала музыка. Как свидетельствует Тертуллиан («О зрелищах» 10), люди входили, сопровождаемые звучанием тибий и труб. Скорее всего это была музыка, не имевшая никакого отношения к сюжетам, намечавшимся позже

к представлению. Возможно, она способствовала созданию торжественного и праздничного настроения. Благодаря ей зрители должны

были почувствовать, что они перешагнули некий барьер, отделяющий их от житейских каждодневных забот, и попали в новую обстановку.

Все это играло большую роль для психологической подготовки зрителя к восприятию последующей трагедии или комедии.

В римских театрах зрители размещались иначе, чем в греческих. Здесь орхестра предназначалась не для хора, а для важнейших городских сановников: сенаторов, эдилов, консулов, судей и т. Д-Далее, в первых четырнадцати рядах амфитеатра рассаживались только лица из всаднического сословия. Так было провозглашено

законом Росция Отона в 67 г. до н. э. Следовательно, по расположению

зрителей в римском театре можно было обозревать всю социально" общественную иерархию государства.

Звуки амфитеатра

201

1 Как и в греческом театре, в римском существовали разговорные построения (сНуегЫа) и музыкальные. Последние состояли из хоров и так называемых «кантиков» (саписа, от латинского сашш — пение, песня). Хор вместе со своим руководителем (ша§181ег спсш) находился на сцене, а не на орхестре. Его выход и пение сопровождал тибист. Хористы пели, оставаясь либо неподвижными, либо совершая серию

простых движений. Так было в трагедии. В комедии же хор вообще

отсутствовал, и ее «музыкальная часть» состояла только из кантиков.

г Как в трагедии, так и в комедии кантики представляли собой монодии, исполнявшиеся актерами в сопровождении тибии. Правда, не всегда кантики пелись самими актерами. По этому поводу Тит Ливии (VII 2, 6—8) рассказывает одно предание. Основоположник

римского театра Ливии Андроник сам был не только автором трагедий

и комедий, но и исполнителем, так как выступал в качестве первого

актера. В его времена такая практика была общепринята. Ливии

Андроник пользовался успехом у зрителей и из-за частых выступлений сорвал голос. Тогда ему не оставалось ничего другого, как поставить перед тибистом молодого раба-певца, а самому лишь активно жестикулировать руками и делать вид, что поет. Согласно Титу Ливию, якобы с тех пор песни в театре пелись певцами, а актеры сопровождали их исполнение жестикуляцией, создавая у зрителей впечателение того, что они поют сами. Не следует думать, что подобное


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz