Предыдущая Следующая

I Для того чтобы актер мог с успехом оперировать столь необычной и сложной формой, он должен был мастерски владеть голосом.

Существовала даже особая область актерского искусства, называвшаяся «фонаскиа» (ррсоуаокСа, от срюул. —голос и глагола аокеСу —

обрабатывать, тренировать). Она содержала комплекс вокальных упражнений, способствовавших развитию голоса. «Фонаском»

(ррюуаоход) назывался учитель пения, дававший актерам различные

рекомендации для приобретения вокальных навыков и повышения

мастерства. Известно, что с этой целью многие актеры долгие часы посвящали тренировке своего голоса. Цицерон («Об ораторе» I 59, 251) рассказывает, как греческие актеры перед выходом на сцену делали специальное упражнение: они распевались лежа, издавая вначале более низкие звуки и постепенно повышали их до самых высоких. После исполнения трагедии или комедии они проделывали «обратное» упражнение, но уже сидя. Оно начиналось с самых высоких звуков, постепенно достигало наиболее низких, и таким образом актер как бы успокаивал свой голос.

I Конечно, даже обычная речь актеров отличалась от обыденной каждодневной, именовавшейся «логос» (Абуод). Отличие было обусловлено хотя бы тем, что в трагедии актеры говорили не прозой, как в жизни, а стихами. Естественно, декламация стихов требовала

и специального интонирования. Здесь нужна была либо большая торжественность и трагичность, либо жалобность и надрывность,

либо резкие восклицания или вкрадчивые «нашептывания». Такая Речь называлась «каталогэ» (катаАоул). Приставка «ката», среди прочих значений, имеет смысл усиления, переходности. В соединении со словом «Хбуод» она создает определение речи, отличающейся от обыденной и перешедшей в иную смысловую плоскость. Хотя в простейших случаях «катаХоул» переводят как «список», «перечисление», в театральной жизни это слово обозначало «измененную речь»,

«Усиленную речь». При «каталогэ» слово выполняло не только коммУникативную функцию, но и художественную. | Разнообразие методов исполнения и художественных задач, как уже видели, вызвало к жизни необходимость чередования де-и пения — «паракаталогэ» (паракатаХоул). Приставка означает «отклонение», «изменение». Значит, «паракатало-

/96

Е. В. Герлман

гэ» — это изменение «каталогэ», новая стадия воплощения слова: нем только особая декламация стиха (каталогэ), но чередование декламации с пением.

Паракаталогэ сопровождалось звучанием музыкального инструмента, чаще всего авлоса. Именно он сопровождал все песни хора в классической трагедии и нередко аккомпанировал актерам при исполнении сольных номеров — монодий. Иногда в трагедиях использовалась и кифара.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz