Предыдущая Следующая

выразительности? Как они взаимодействовали? Сейчас на этот счет

приходится строить различные предположения, так как до нас не дошло ни одного обстоятельного описания самого процесса исполнения трагедии, ни одного детального анализа какого-либо античного спектакля. Наши заключения по этому поводу могут основываться лишь на сопоставлении отдельных мимолетных замечаний древних авторов,

на их фрагментарных высказываниях и, конечно, на разборе сохранившихся образцов древнегреческой трагедии. Но и таких материалов

вполне достаточно, чтобы составить определенное впечатление.

!'Щ С этой точки зрения интересно, как Аристотель («Поэтика» XII 452 Ь) описывает основные части трагедии — пролог (ярбХоуод), эписодий» (еяеюббюу — диалогическая сцена), «парод» (жхробод — вступительная песнь хора), «стасим» (отаотцоу — хоровая песнь), «эксод» (е!обод — развязка, окончание): «Пролог —это целая часть трагедии до хорового парода; эписодий — целая часть трагедии между хоровыми песнями, эксод — целая часть трагедии, после которой нет песни хора; парод — это первая речь всего хора, стасим — песня хора без анапеста и трохея, а коммос — общий трен хора со сцены».

I Внимательно вчитываясь в приведенную цитату, нетрудно понять, что Аристотель толкует разделы трагедии в зависимости от их местоположения по отношению к хоровым песням — «до», «между» или «после» них. Иначе говоря, по мысли Аристотеля, они являются неким стержнем, на который словно нанизываются остальные разделы трагедии. В его понимании музыка — цементирующее звено всей ее структуры. Такой подход был типичным для античности, так как отражал суть трагедии, которая не могла обойтись без Музыки. Об этом говорит, прежде всего, то знаменательное обстоятельство, что самые выдающиеся авторы трагедий были одновременно И композиторами. Да и само отношение древнегреческого зрителя К музыке трагедии подтверждает ее важную роль в драматургии Всего театрального комплекса.

И О музыке, создававшейся «отцом трагедии» Эсхилом (525—456 гг. До н. э.), нам почти ничего не известно, кроме того, что, по свидетель-

/92

Е. В. Герцман

Звуки амфитеатра

193

ству современников, она была простой и строгой. В трактате Псевдо-Плутарха (20) сообщается, что Эсхил всегда избегал в своей музыке хроматики.

Другой великий трагик Софокл (496—406 гг. до н. э.) с детства изучал музыку под руководством афинского дифирамбического поэта и музыканта Лампрокла (начало V в. до н. э.). Когда Софоклу было шестнадцать лет, то за свою красоту и достижения в музыке он был назначен возглавлять шествие хора, посвященное торжествам


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz