Предыдущая Следующая

Первое из указанных произведений «Палатинской антолопш» гласит:

«Каллиопа открыла искусство героической поэзии. Клио — сладостную песнь прекраснохороводной кифары.

Музыкальный пантеон

23

Эвтерпа — многозвучный глас трагического хора. Мельпомена изобрела для смертных услаждающий душу

барбитон.

Прелестная Терпсихора подарила искусные авлосы. Гимны бессмертным замыслила восхитительная Эрато. Радость танца открыла всемудрая Полигимния. Урания обнаружила небесный свод и хоровод небесных тел. Талия открыла комедийную жизнь и добродетельный нрав».

А вот текст другого сочинения из того же свода:

«Художник не видел Терпсихору, а обманывает зрение

Благодаря искусству изображения.

Если когда-нибудь ты, милый, радуясь, послушаешь

формингу,

Восхитись Эрато, представляющей такое искусство, Эвтерпа играет на многопросверленных тростниках, Изливая волшебное звучание в искусном исполнении. Я, Талия, ведаю комедийным мелосом. На любящих трещотку

сценах

Я представляю дела небезупречных мужей.

Смотри [вот | образ мудрости: [именно | Каллиопа принимает

Образ мудрости в свое лоно.

Я — муза пророчества и истории Клио.

Пребываю у увенчанного лаврами треножника Феба.

Урания неким божественным мерилом

Исчисляет вечно вращающийся небесный свод.

Внимай меднозвучной воодушевленной Мельпоменовой песне,

Сведущей в прекрасном красноречии.

Я, [Полигимния ], молчу, озвучивая чарующее движение

руки,

Призывая [таким ] знаком звучащее молчание».

Авсоний описывает «художественные интересы» каждой музы так:

«Поющая Клио представляет прошедшее в минувшие времена. Эвтерпа предлагает тростники со сладкоречивыми

дуновениями. Талия радует веселым диалогом комедиографов. Мельпомена провозглашает с трагическим надрывом мрачные

(истории \.

Терпсихора побуждает, руководит, создает страсти кифары. Эрато держит в руках плектры, танцует ногой, песней и

лицом.

Урания исследует движение небесного свода и звезд. Каллиопа передает в книгах героические песни. Полигимния обозначет все рукой и говорит жестом.

24

Е. В. Гєрцман

Этих муз побуждает сила аполлоновского разума: Все постигает сидящий в центре Феб».

После знакомства с прозаическими переводами этих образцов античной литературы становится очевидно, что далеко не всегда древние авторы одинаково определяли индивидуальные склонности муз.

Так, например, согласно Авсонию и одному из стихотворений «Палатинской антологии», Клио — богиня истории, тогда как в другом греческом стихотворении — богиня хороводов. При толковании обязанностей Эрато АвсониЙ, наоборот, видит в ней повелительницу хороводов («танцует ногой, песней и лицом»), а автор первого из стихотворений «Палатинской антологии» — владычицу гимнов. Что же касается Терпсихоры, то здесь вообще отсутствует какая-либо ясность. Само имя Терпсихоры («любящая хоровод») недвусмысленно говорит о том, что именно она должна была быть создана для руководства хороводами. Однако по характеристике, данной в одном из греческих сочинений можно заключить, что сфера ее интересов — авлетика (сольная игра на духовом деревянном инструменте), так как ей приписывается создание авлосов — деревянных духовых инструментов, получивших широкое распространение в древнем мире и использовавшихся во многих разновидностях. Из текста же Авсония следует, что Терпсихора склонна к кифаристике — сольной игре на струнном инструменте, ибо, по его словам, она «создает страсти кифары». Кстати, некоторые другие античные писатели также представляют Терпсихору со струнным инструментом в руках (Лукиан «Картины» 16, Темистий «Речь» 21 и др.). Вместе с тем у Пиндара («Истмийская ода» 2, 12) она — «сладкозвучная» (цеЛлфйоууос), что может относиться и к авлетике, и к кифаристике, и к хороводу, так как в древности хороводные движения в обязательном порядке сочетались с пением.


Предыдущая Следующая