Предыдущая Следующая

К тому же, театр не состоялся бы без поэтики движения человеческого тела, без образной жестикуляции рук. В противном случае

зарождающаяся художественная форма, обладая скрытой динамикой,

была бы обречена на внешнюю статику, которая воздвигла бы

непреодолимый барьер между театрализованной идеей и ее восприятием. Следовательно, древнегреческий театр возник и из духа

пляски.

Скорее всего, когда Фридрих Ницше говорил о возникновении трагедии из духа музыки, он имел в виду не просто музыку как вид искусства, а некую ее объединяющую роль. В самом деле,

религиозный дионисийский экстаз, поэзия народных преданий и

танцевально-мимическое начало могли быть объединены в единую художественную форму только музыкой. Без нее все части театрального действа оставались бы разрозненными элементами, не связанными в цельный живой организм. Музыка послужила некой общностью, где сошлись и взаимодействовали сравнительно обособленные

формы художественного мышления. Более того, она их настолько сцементировала, что был создан новый тип творчества, получивший вначале наименование «та брш^уа» (та дромена).

Это название, представляющее собой субстантивированную форму

причастия от глагола «брссо» (действовать), обозначало «деяния», «дела» и являлось предком современного термина «драма». Понятно,

что объединению религиозных верований, поэзии и танца в лоне

музыки способствовал синкретизм античного художественного мышления, без которого немыслимо было бы это сложное соединение. Поэтому можно смело сказать, что «та дромена» — кульминация древнего художественного синкретизма.

Конечно, объединяющая функция музыки в новом жанре во

многом и предопределила ее главенство. Как мы уже выяснили, любой союз различных искусств не является сообществом равноправных, а образует своеобразную иерархическую систему, где ради существования самой системы власть добровольно отдается какому-либо из искусств. При рождении театра таким гегемоном оказалась ыка. Безусловно, распад античного художественного синкретизма пощадил даже свое собственное последнее детище — театр. И 3Аесь также начались процессы, приведшие к тому, что музыка Постепенно теряла бразды правления и в конце концов превратилась

Е. В. Гер&ман

лишь в одно из художественных средств театрального искусства. Но это случилось гораздо позднее. При рождении же театра главенство музыки было бесспорным.

Попытаемся проследить, как возникло столь удивительное достижение античного творческого духа. Для этого нам опять придется вспомнить о некоторых религиозных обрядах, связанных с культом

Диониса.

В сознании древних греков он воплощал живой, изменяющийся мир природы, где действует закон постоянного зарождения и разрушения и ни на мгновение не прекращается извечный процеа обновления. Плутарх («Об Е в Дельфах» 9) свидетельствует о том, что древние прорицатели (беоХбуоь) давали имя Диониса всяческим превращениям и перемещениям составных элементов в воздухе, воде, на земле, в космосе, растительном и животном мире. Поэтому культ Диониса был неотделим от динамичного восприятия природы. Музыкальное оформление этого культа должно было обращаться к


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz