соорудил в святилище Асклепия посвятительный монумент в виде военного трофея и сделал на нем такую надпись: « [Воздвиг ] Стра- тоник, [захватив первенство] у плохо играющих на кифаре». С течением времени на различных состязаниях и играх в качестве премии стали даваться денежные вознаграждения. Для многих музыкантов-профессионалов такие премии оказывались основным источником существования. Судя по сохранившимся материалам, на многочисленных агонах в разные времена для победителей устанавливались неодинаковые денежные премии. Как правило, главный приз предназначался кифароду, поскольку его искусство считалось самым почетным и сложным. Поэтому величина денежных вознаграждений музыкантов на агонах всегда зависела от премии кифарода: чем выше его приз, тем выше призы и остальных музыкантов. На одном из мраморных обломков, обнаруженных близ города Афро- дисиады, находившегося на границе Фригии и Карий, указываются такие премии: «сальпинксисту — 150 денариев глашатаю — 150 денариев кифароду-мальчику — 150 денариев пифийскому авлету — 200 денариев [кикли ]ческому авлету — 150 денариев кифароду-мужчине — 500 денариев». /76 E. B. Герцмап Другой фрагмент этого же столба сообщает: «хоровому кифаристу — 500 денариев хоровому авлету — 750 денариев кифароду — 1500 денариев». Иногда применялся другой принцип распределения призов. Вот надпись из Малой Азии, в который указываются и вторые премии: «сальпинксисту — 500 денариев глашатаю — 500 денариев автору энкомия — 750 денариев поэту — 750 денариев пифийскому авлету — 100 денариев для второго — 350 денариев солисту-кифаристу — 1000 денариев для второго — 350 денариев кифароду-мальчику — 750 денариев для второго — 250 денариев хоровому авлету — 1500 денариев для второго — 500 денариев трагическому хору — 500 денариев хоровому кифаристу — 1500 денариев для второго — 500 денариев». Велики или малы эти денежные призы, вручавшиеся победителям? Сейчас уже невозможно точно и однозначно определить реальную величину каждой суммы. Во-первых, подлинная ценность денария изменялась и в различных местах была неодинаковой. Во-вторых, не всегда и не везде в обращении были денарии одной и той же стоимости. Приблизительное представление о фактических размерах приведенных денежных призов читателю помогут составить следующие сведения: в I в. до н. э. в Риме дрозд стоил Ъ денария (Варрон «О сельском хозяйстве» III 2), во II в. девочка-рабыня шести лет оценивалась в 205 денариев (деревянная табличка 139 г., найденная в Дакии), трубач при носителе высшей власти в римской колонии (duumvir) получал ежегодно до 217 г. до н. э. 30 денариев, а впоследствии — 75 (фрагмент надписи из Урсо в Беотике, Испания), во времена Диоклетиана (284—305 гг.), когда в обиход вошли менее ценные денарии, учитель греческого и латинского языков получал их ежемесячно в количестве 200, а учитель арифметики — 75, брадобрею же за одного человека платили 2 денария (эдикт |