Предыдущая Следующая

всей Эллады. Естественно, здесь невозможно было обойтись без

греческих кифародов, авлетов и кифаристов. В сообщении, изложенном в работе Афинея (XII 538 Ъ-г), пишется, что во времена Александра Македонского участники мусических соревнований выступали

в следующей последовательности: рапсоды, кифаристы-солисты (грйоху&арютш), кифароды, авлоды, авлеты, актеры трагедии, актеры комедии и, наконец, псалты. Под последним термином в Древней Греции подразумевали кифаристов, игравших без плектра, пальцами.

Вступив в древнюю столицу Финикии Тир, Александр-завоеватель

и здесь устроил аналогичные соревнования (Квинт Курций Руф Ш 6, 1). Отмечая свою победу над индами, он учредил такие же

«мусические и гимнастические соревнования» на берегу Персидского

залива (там же, VI 28, 3). После смерти своего друга и соратника Гефестиона Александр также задумал устроить в его память «гимнастические и мусические состязания» (там же VII 14,10). Из текста Квинта Курция Руфа трудно понять, состоялись они или нет, Правда, он передает дошедшие до него слухи, что якобы через

некоторое время участники «гефестионовых состязаний» выступали на похоронах самого Александра Македонского, который ненадолго

пережил своего друга.

Перечисление этих спортивных и художественных соревнований во время войн Александра Великого не должно создать впечатление,

что его походы были неким сплошным праздником спорта и искусства.

Они устраивались в перерывах между жесточайшими битвами, как

отдохновение после тяжелых кровопролитных боев.

Отдать дань великому агонистическому духу с привлечение

искусств являлось древнейшей традицией, которой следовал не только

'I-

Музыкальная агонистика

Александр Македонский. Многие римские императоры также соб-

юдакиавитан Абгустй.(23 г. до н. э.—14 г. н. э.), разбив в морском

сражении 2 сентября 31 г. до н. э. при Акции (у западного побережья Средней Греции) своего соперника Марка Антония, в память о победе учредил Акцийские игры. Они проводились в городе Никополе

(буквально — «город победы»). Как можно понять из сообщения Стра-бона (VII 7, 6), здесь издавна существовали игры, посвященные

Аполлону Актийскому, а значит, в их программе должны были

. быть музыкальные конкурсы. Октавиан Август придал им несколько

иную направленность, приспособив древний обычай к чествованию

собственной победы.

При том же Августе были учреждены Столетние игры, посвященные основанию Рима (753 г. до н. э.). Это был грандиозный религиозный, спортивный и художественный праздник. Его предполагалось отмечать через каждые сто лет. Многие римские императоры мечтали, чтобы такой юбилей пришелся как раз на их правление. Ведь Столетние игры служили не только славе Рима, но и прослав-¥ лению императора, отмечающего эту знаменательную дату. Поэтому всегда находились угодливые «историки», помогавшие своему мо~ | нарху посредством разного рода толкований слова «век», а также НС помощью многочисленных и запутанных летоисчислений доказать I обоснованность проведения Столетних игр в требуемое время. Из-I вестно, что при самом Августе Столетние игры состоялись в 17 г. I до н. э., при императоре Клавдии в 47 г., а при Домициане — в


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz