Предыдущая Следующая

в жанре дифирамба стали звучать и другие мифологические сюжеты.

Об этом свидетельствуют такие названия дифирамбов, как «Данаиды» Меланиппида, «Мисийцы» Филоксена, «Ниоба» Тимофея и т. д. В результате появилась возможность включать дифирамб в различные праздники. Так, он звучит в Афинах на празднествах, посвященных Гефесту, Асклепию, Посейдону, а за пределами Афин его слушают

в Дельфах, Фивах и Аркадии, на Самосе и Теосе. Причем везде

его тематика весьма разнообразна и включает в себя самые разные

мифологические действа. Такой обновленный дифирамб становится важной частью Панафинеев.

«Паросская хроника» (61) сообщает, что в 508 г. до н. э. впервые в Афинах состоялись соревнования мужских хоров: «При архонтстве в Афинах Исагора... впервые стали состязаться хоры мужчин. [Тогда] победил [хор], который обучал халкидянин Гиподик». Участие в конкурсе хоровых коллективов накладывало отпечаток на

организацию соревнований и на процедуру выявления победителей.

Дело в том, что хористы, выступавшие на конкурсе, набирались не только по музыкально-вокальным данным. Они представляли

собой группу, собранную из конкретной филы — одной из территориально-политических общин. Следовательно, каждый такой хор,

участвовавший в состязаниях, защищал честь и художественное достоинство значительного числа людей, живущих в одной местности и объединенных как государственно-административным делением, так, зачастую, связанных и крепкими родовыми узами. Поэтому

любая фила была заинтересована в том, чтобы ее хор показал себя

с наилучшей стороны. Здесь проявлялся местный патриотизм и все тот же агональный дух, во много раз усиленный тщеславными

желаниями. Все это требовало активной работы по организации и

подготовке хора. С этой целью из числа граждан той или иной филы назначался так называемый «хорег» (хорлубд, буквально — руководитель хора). Как правило, он был богатым человеком, а возложенная на него обязанность — «литургия» (легтоируСа) по набору хористов и их обучению («хорегия» — хорлуьа) — считалась почетной и приравнивалась к таким важным общественным повинностям, как материальное обеспечение пиров, устраиваемых для членов всей филы (еотСохпд), священнных посольств (арх^оорСсх) и снаряжение во время войны за свой счет военного корабля (трпрархСсх).

V Правда, Платон однажды («Законы» II 665 а) употребил термин «хорег» для обозначения художественного руководителя хора, когда говорил о вдохновителях хоров — Аполлоне, музах и Дионисе. Как Ввидно, такое толкование слова «хорег» дало основание Деметрию "Византийскому (после III в. до н. э.) в четвертой книге его сочинения «О поэзии» (см. Афиней XIV 633 а— Ь) утверждать, что древние ■ «не называли хорегами тех, кто нанимает хоры, как [их именуют] теперь, а [называли этим словом] руководителей хора, что [и] обозначает само название». Судя по всему, Деметрий Византийский отталкивался только от указанного платоновского фрагмента и от этимологии термина. Однако сейчас отсутствуют свидетельства, которые могли бы подтвердить такую точку зрения. Все имеющиеся материалы говорят о том, что хорег выполнял лишь функции организатора и мецената, но не более. Художественный руководитель обозначался другими терминами: «еупийу» (гегемон) и ■«хоргхрсхюд» (корифей), «ауё/ород» (агехорос) или «ще/срод» (геге-


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz