Предыдущая Следующая

побит не только самоуверенный богач, но и его чудесная лира, из

которой посыпались драгоценные камни. Когда страсти улеглись, выступил некий Евмел (от пЗреХлд мелодичный, хорошо звучащий) из Элей. Его лира была очень проста и сделана из обыкновенною дерева, а одежда «едва ли стоила десяти драхм». Но именно его пение произвело на слушателей и агонотетов неизгладимое впечатление, и он был провозглашен победителем. Так богатство и роскошь оказались бессильными перед подлинным искусством, а внешняя и показная красивость — никчемными перед истинной красотой настоящего творчества. Таков смысл рассказа, изложенного Лукианом.

Но не следует думать, что оформлению Пифийских игр вообще не придавалось значения. Многочисленные мероприятия, сопровождавшие игры, отличались большой роскошью и помпезностью. Готовились к ним не только участники состязаний. Ведь конкурсы

были всего лишь кульминацией целой серии торжественных празднеств с множеством жертвоприношений и даров Аполлону. Греческий историк IV в. до н. э. Ксенофонт («Греческая история» VI 4, 29) повествует о том, как готовился к Пифиаде тиран Фессалии Ясон.

Все подвластные ему города собирали для жертвоприношений быков, свиней, овец и коз. Причем каждый город должен был дать

определенное количество животных, чтобы в общей сложности получилась тысяча (!) быков и более тысячи (!) голов других жертвенных животных. Одновременно с этим Ясон обещал в награду

золотой венок тому городу, который выкормит быка, достойного шествовать во главе ритуальной процессии. Таким же образом готовились к Пифийским праздникам другие тираны и властители

Эллады. Поэтому Пифиады превращались в грандиозное представление, где религия и искусство выступали как единое неделимое целое, а все граждане являлись одновременно его участниками и зрителями.

Имена победителей музыкального конкурса с соответствующими посвящениями выбивались на мраморных стелах. Сами же стелы

выставлялись на видных местах для всеобщего обозрения. Как

правило, такие посвящения состояли из двух разделов. В первом указывался не только победитель соревнования, но и правители

МЦ3т\,1 ч г.ґгп * n гмїґґі .■ іи и П

157

(архонты), а также высшие должностные лица, при которых происходила Пифиада. Вторая часть начиналась с традиционной формулы «ссусшп тохл» — «в добрый час», выражавшей пожелание успеха и удачи данному постановлению. Затем перечислялись награды и привилегии, предоставляемые победителям соревнований. В> Ниже приводятся несколько посвящений с частично уцелевших памятников.

■Г Первое из них относится к Пифиаде, происходившей в 134 г. до н. э. Посвящение рассказывает о женщине-музыкантше, имя которой не сохранилось. Судя по тексту, победительницей оказалась кифа-ристка, подвизавшаяся в качестве аккомпаниатора хора, — «хоро-псалтриа» (хорог|)сЛтрісс). Но на Пифийском конкурсе она прославилась как певица. Упоминающееся в тексте посвящения слово «проксен» (ярбієуод — буквально: «защитник иноземца») обозначает лицо, оказавшее гостеприимство гражданам другого государства и получившее за это привилегии от него:


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz