Предыдущая Следующая

он сам учредил игры. В другой легенде утверждается, что они были

основаны после того, как Аполлон победил в беге Гермеса, а в

кулачном бою — Ареса. Но наиболее популярное предание связывает начало Олимпийских игр с рождением Зевса, охрана которого была поручена пяти идейским дактилям — Гераклу (не путать со знаменитым древнегреческим героем и сыном Зевса), Пеонею, Эпимеду,

Иасию и Идасу. Как известно, идейские дактили охраняли и прятали Зевса от всевидящего и всезнающего Кроноса. Но когда Кронос

засыпал, они позволяли себе отвлекаться от своих прямых сторожевых обязанностей и устраивали между собой соревнование в беге,

а победителя увенчивали ветвью дикой маслины. Геракл был самым

старшим из пяти братьев и руководил состязаниями. Поэтому легенда утверждает, что честь установления Олимпийских игр принадлежит

идейскому Гераклу. Впоследствии популярность другого знаменитого Геракла, сына Зевса и Алкмены, способствовала тому, что нередко

его считали основателем Олимпийских игр.

Существовал и еще один, не менее известный миф. Тот же

Павсаний (V 13, 1) передает его так. Пелопс (его именем впоследствии

якобы был назван Пелопоннес) влюбился в Гипподамию, дочь жестокого Эномая, царя Элиды, которому было предсказано, что он

погибнет от руки своего зятя. Поэтому Эномай делал все возможное,

чтобы его дочь не вышла замуж. Каждому новому жениху, сватавшемуся к Гипподамии, он предлагал состязаться в беге на колеснице. Во время состязаний Эномай догонял своего соперника и поражал его копьем. Когда очередь дошла до Пелопса, он подкупил возницу Эномая Миртила, и тот вынул основную чеку из колесницы своего господина. В результате его колесница, несшаяся на бешеной скорости, развалилась, а сам Эномай погиб. Пелопс, ставший одновременно мужем Гипподамии и властителем Писы (город в Элиде на реке Алфей), решил в память о своей победе устраивать каждые

четыре года соревнования, получившие название Олимпийских игр.

На время проведения игр в Элладе прекращались всяческие распри и между враждующими сторонами устанавливалось перемирие. Олимпийские игры являлись всегреческим национальным

I

148

Е. B. Герцман

Музыкальная агонистика

149

праздником и отмечались как великое событие в жизни всего эллинского мира. Победители Олимпиад, «олимпионики» (бЛицгабушоО, рассматривались как национальные герои. В их честь сочинялись музыкально-поэтические произведения, ваялись их скульптурные изображения. Слава в веках переходила на родственников и потомков олимпионика. Говорят, что один из семи мудрецов Хилон умер от радости, когда узнал, что его сын победил. В античном мышлении победа на Олимпийских играх являлась свидетельством некой избранности человека, его сверхъестественных возможностей и явного пре восходетва над остальными. Поэтому традиция нередко называла олимпиониками даже тех, кто никогда ими не являлся. Одна такая, явно ошибочная традиция приписывала Пифагору победу на Олимпийских играх в кулачном бою. Согласно античным обывательским воззрениям, знаменитому философу и естествоиспытателю для полной славы не хватало именно атлетических побед.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz