Предыдущая Следующая

(даже из погребальных элегий сохранилось только одно сочинение Архилоха, обращенное к некому Периклу). Единственное, о чем

можно уверенно говорить, — что музыкальное оформление обряда

погребения было разнообразным.

ОЧЕРК ПЯТЫЙ МУЗЫКАЛЬНАЯ АГОНИСТИКА

Олимпийская идея

предУсжтаевлдяаевтнсяо нбеыкилом

Уже давно было замечено, что вся жизнь древних эллинов

представляется неким большим и длительным соревнованием. Явная

и скрытая соревновательность наблюдалась во всем. Соперничали между собой различные греческие племена, а затем и государства

за гегемонию на Пелопоннесе. Отношения с варварами сопровождались зачастую борьбой за территорию и первенство в Средиземноморье. Нормы общественной жизни в каждом полисе (городе-государстве) создавали такие условия, при которых каждый уважающий себя гражданин должен был делать все возможное, чтобы не

вызывать порицания окружающих. Сознательно или бессознательно

он вынужден был контролировать все свои поступки, чтобы они

соответствовали принятой системе ценностей. Это было своеобразное

соревнование за одобрение своих дел, а значит, и за славу своего имени. Для того чтобы выдвинуться в небольшом по территории и по числу граждан полисе, также необходимо было вступать в соревнование в различных сферах деятельности: политической, военной, экономической, интеллектуальной, художественной и т. д. Не случайно один из исследователей античности назвал грека

архаичной эпохи «агонистическим человеком» (аусоу — соревнование,

состязание).

Эта агональность не могла не быть запечатлена в художественно-духовной летописи Эллады. Так, греческая мифология буквально

заполнена сюжетами, в которых соревнование играет важную смысловую роль. Вспомним хотя бы легенды, связанные с музыкальным творчеством. Здесь и соревнование Аполлона с Марсием или Аполлона с Паном, отражающее важные процессы, происходившие в древнем искусстве. Здесь и хорошо известная любовь муз к соревнованиям. Поэтому хор в Еврипидовой «Андромахе» (ст. 477—479)

безоговорочно констатирует, что «музы любят соревноваться». Римские камены, следуя своим «старшим сестрам», переняли такую

I

146

Е, В. Гер&ман

черту греческих муз и постоянно участвовали в соревнованиях. Даже «неудавшиеся» музы — сирены — и те стремятся утвердить себя в соревновании с музами. Павсаний (IX 34, 2) передает легенду о том, как сирены по совету Геры вступили в состязание по пению с музами, но были побеждены. Музы ощипали сирен и из их перьев сделали для себя венки.

Агональная традиция перешла из мифов в древнейшую греческую

литературу. У Гомера («Илиада» II 594—600) певец Фамир состязается с музами. Гесиод («Труды и дни» ст. 650—660) также рассказывает об агоне аэдов, а в эпосе, приписывающемся Гесиоду (фр. 160), представлено даже соревнование двух гадателей — Мопса и


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz