Предыдущая Следующая

Великий древнегреческий философ Платон <427—347 гг. до н. э.) в своем сочинении «Федр» (259 Ь—е) передает легенду о цикадах. По преданию, давным-давно, еще до рождения муз, цикады были людьми. Но когда появились музы, а вместе с ними и музыка, то этим людям настолько понравилось пение, что они забыли обо всем на свете, даже о пище и питье. Их единственной и пламенной страстью сделалось пение, все время — пока их организм выдерживал без еды и пищи — они самозабвенно пели, получая неслыханное удовольствие. В этом самозабвении они и умирали от голода и жажды, а затем становились цикадами, получившими от муз особый дар: после своего рождения они ни в какой пище и питье не нуждались, а в тот же миг начинали петь и пели до тех пор. пока не умирали. Кроме того, цикады являлись «осведомителями» муз, так как после своей смерти они сообщали им, кто из людей какую из муз почитает.

В музыкальной практике Древней Греции даже существовал особый музыкальный жанр, называвшийся «теретисма». Его название произошло от глагола «т-ерстфгу» — «щебетать как цикада или ласточка» (древние греки верили, что цикады и ласточки издают однотипные звуки). Александрийский лексикограф V в. н. э. Гесихий, объясняя смысл термина «теретисмата» (тєрєтіоиат, множественное число от терётшра), указывал, что это «обманчивые песни», потому что на самом деле они не являются пением цикад, а только подражанием ему. По его словам, «теретидствующие — те, кто метафорично подражает ласточке». Отсюда нетрудно понять, что «теретисмы» представляли собой вокально-инструментальные произведения с многочисленными трелями, распевами и «колоратурами». Так удивительно переплетались явления художественной практики и мифологические представления о «священных насекомых» муз (интересно, что «теретисма», как музыкальный жанр, пережила и античность, и язычество, и процветала еще много столетий спустя в христианской музыке Византии, но здесь, конечно, она изменила свое музыкальное содержание) .

Согласно традиции, музы подразделяю гея «по специальностям» следующим образом:

Е. В. Геримпи

Каллиопа — муза эпоса;

Эвтерпа — муза лирики;

Мельпомена - муза трагедии;

Талия — муза комедии;

Эрато — муза эротических песен;

Полигимния — муяа священных гимнов;

Терпсихора — муза танцев;

Клио — муза истории;

Урания ■ муза астрономии

Но такое, принятое сейчас подразделение далеко не во всем соответствует античным источникам, не говоря vme о том что представления о музах изменялись еще в древности в процессе исторической эволюции мифологического мышления.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz