Предыдущая Следующая

пифагорейце, последователе учения великого Пифагора с Самоса

(540—500 гг. до н. э.), которому античная традиция приписывает 1 выдающиеся открытия во многих областях знаний. По словам

('"JtJl'J'JJW —

ort. f.4<ri>y\t

t2*

рона, этот пифагореец создавал трагедии и, кроме того, был «искусен

I ■£

|1 Ш Итак, на протяжении длительного времени считалось, что создателем текста и музыки был один и тот же автор. Это соответствовало I нормам жизни античного общества (особенно в Греции), где почти все свободные граждане обучались музыке. Более того, умение играть 1 на струнном инструменте, разбираться в музыкальных произведениях | [и их влиянии на нравственность — приметы культурного человека, | [Поэтому нет ничего удивительного в том, что древние поэты могли с. успехом творить в поэтической и музыкальной областях.

И вместе с тем, несмотря на очевидность приведенных фактов, полной ясности здесь нет. Действительно, даже эти материалы не Вдают оснований для однозначного ответа на вопрос: являлись ли мелические поэты абсолютно всегда и творцами музыки для своих [собственных текстов? Известные факты истории показывают, что связь слова и музыки никогда не бывает равноправным союзом: в одних случаях главенство принадлежит тексту, и музыка играет •подчиненную роль, в других же, наоборот, — гегемония на стороне музыки. Для подтверждения этой мысли можно привести бесконечно много примеров из самых различных культур, эпох и жанров. К Чтобы не вдаваться сейчас в сложнейшие и далеко не во всем еще изученные детали психологии художественного творчества, способные увести нас далеко в сторону от рассматриваемого материала, отмечу только следующее. Когда текст и музыка создаются одним человеком, то вступают в действие такие параллельные показатели, как степень поэтического и музыкального таланта, поэтическое и музыкальное мастерство, поэтические и музыкальные вкусы и т. д. Даже при самом поверхностном подходе к этой поистине необъятной проблеме нетрудно понять, сколько неоднозначных факторов сопутствуют такому процессу творчества и в какой громадной степени от

них зависит конечный художественньгй результат. Другими словами,

при едином творце проблема создания музыкально-поэтического

произведения — загадка со многими неизвестными, находящимися в

[неразрывной и глубинной связи друг с другом. Если же говорить

об античных меликах, то количество неизвестных увеличивается в необозримой степени.

I Чтобы это осознать, достаточно указать лишь на одно обстоятельство. Например, современный шансонье спел свою песню в конкретном зале какого-либо города. Затем она распространяется по всему миру при помощи целой серии средств современных коммуникаций — от грамзаписей до радио- и телевизионных трансляций.


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz