Предыдущая Следующая

124

E. B. Гери^мап

давались в различное время и лишь впоследствии были сведены в одну рукопись. Принято считать, что даже если «Проблемы» не принадлежат знаменитому философу, то все авторы, прямо или косвенно участвовавшие в их создании, вышли из школы Аристотеля. В этом смысле можно предполагать, что «Проблемы» пронизаны аристотелевским духом. Две их главы посвящены вопросам музыки и музыкальной акустики.

В одной из «Проблем» (XIX 20) используется слово «поэт» (по-гречески — яогг|тт|д) в интересующем нас ракурсе. Здесь ведется речь о звуке античной музыкальной системы, называющемся «меса» (u£OT| — средняя), и говорится, что «все хорошие мелодии многократно используют месу и все хорошие поэты часто обращаются к месе». Совершенно очевидно, что в данном случае «поэт» толкуется как «композитор», так как именно он руководит «распределением звуков в произведении».

По свидетельству Афинея (XIV 635 f), y философа и историка III в. до н. э. Гиеронима с Родоса был труд под заглавием «О поэтах». Он состоял из многих книг. Пятая его книга называлась «О кифаро-дах». Под термином «кифарод» (xi6apm6ög, от xiBapa и срот — песня) понимался музыкант-исполнитель, который пел, аккомпанируя себе

на кифаре (в русскоязычной литературе, да и в изданиях на некоторых других европейских языках, утвердилась транскрипция, идущая не от греческого слова, а от его латинской транслитерации «citharoedus» — «кифаред»). Следовательно, если в сочинение, целиком посвященное «поэтам», входит книга, повествующая о музыкантах, то ясно, что под термином «поэт» Гиероним подразумевал и музыкант

Плутарх («Греческие вопросы» 40) сообщает, что знаменитая греческая поэтесса Коринна была ученицей некой Миртис, которую он характеризует как «яоиГтрга цеМт> (буквально — «поэтесса мелодий») или иначе — «создательница мелодий». Значит, и здесь

«поэт» представлен автором музыкальной части произведения.

Существует много доказательств того, что в определение «поэт» вкладывалось и понятие «музыкант». Апулей («Флориды» XX) со- I общает, что комедиограф V в. до н. э. Эпихарм из Мегары сам сочинял музыку к своим произведениям. Тот же Апулей («Мета- I морфозы» 10, 9) пишет о том, как один «искусный поэт» создал I слова и мелодию произведения. Павсаний (IX 30, 2) констатирует, I что на горе Геликон некогда были выставлены статуи поэтов «и I вообще людей, выдающихся в музыке». Цицерон («Об ораторе» III I 44, 174) вспоминает о том времени, когда «музыканты были также | поэтами», и рассказывает («Тускуланские беседы» V 22, 63) о неком


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz