Предыдущая Следующая

Свое законченное воплощение музыкально-поэтическо-танцеваль-ное искусство получило в том художественном комплексе, который обозначается греческим словом «хорос,» (хорос).

>- * Во-пе

От рождения — до смерти

Iii

Во-первых, так называлось место для танцев. Гомер («Одиссея» Ж VIII 260) пишет, что во дворце Алкиноя перед тем как певец Демодок начал петь, «место [хорос] выровняли для пляски и ясно очертили широкий круг». В Спарте центральная площадь (ссуорсс), где высились «■статуи Аполлона, Артемиды и Лето, называлась «хорос», потому К что там танцевала молодежь (Павсаний III 11,9). Во-вторых, этим ■ же термином обозначался своеобразный художественный феномен, ■который по-русски может быть условно определен как «хоровод».

Конечно, между древнегреческим «хоросом» и русским «хороводом» | довольно существенная разница как по форме, так и по содержанию. (Но их роднит сочетание выразительных средств поэзии, музыки и танца. Такое триединство — всеобщая черта античного искусства довольно продолжительного периода.

Древний человек получал художественное наслаждение только в

том случае, если все три искусства действовали сообща. Либаний

(«Речи» 64 f, 74) свидетельствует, что еще в IV веке при наличии

хорошего голоса, но без движений, художественный результат доставлял небольшое удовольствие. А автор сочинения «Первый Алки-

виад» (108 а), приписываемого Платону, утверждает: «тот, кто поет, во время пения должен играть на кифаре и двигаться телом». Аристотель («Поэтика» XXVI 1462 а) отмечает, что рапсод Сосистрат |и певец Мнасифей из Опунта (время жизни обоих неизвестно) сопровождали свои выступления соответствующими движениями.

Такое единение поэзии, музыки и танца требовало особых условий

не только для создания произведений, но и для их существования. В самом деле, когда поэзия не декламируется, а поется, возникает много вопросов, обусловленных взаимоотношениями слова и музыки.

Среди них первый, требующий выяснения, связан с авторством:

являлось ли музыкально-поэтическое произведение продуктом работы | одного творца или разных — поэта и музыканта?

НС Чтобы ответить на него, обратимся к свидетельствам древних авторов.

■ Поэт — это композитор

Щ Среди работ знаменитого философа Аристотеля из Стагир (384— 322 гг. до н. э.) до нас дошел громадный энциклопедический труд под названием «Проблемы» (в некоторых рукописях он называется «Естественные проблемы»). Сочинение содержит сведения из различных научных областей, начиная от астрономии и кончая гинекологией. Оно может рассматриваться как своеобразный свод знаний, Достигнутых античностью приблизительно на рубеже III—II вв. до н. э. Авторство самого Аристотеля более чем сомнительно, и большинство исследователей склоняется к мысли, что «Проблемы» Представляют собой некий коллективный опус, части которого соз-


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz