Предыдущая Следующая

название «многоголовый» (см. Пиндар «Пифийские оды» XII 23) > Имеются свидетельства, что Олимп создал номы, посвященные

не только Аполлону, но и другим богам — Афине, Аресу и Великой

Матери Кибеле (Псевдо-Плутарх 29 и 33). Если произведения в

честь Аполлона, Афины и Ареса — дань эллинским богам, то ном

в честь исконно-фригийской Кибелы, нужно думать, был для Олимпа поводом максимально использовать интонации музыки своего народа.

Псевдо-Плутарх (7) приписывает Олимпу создание и «колесничного нома» (арцатеюд уоцод). Принято считать, что его тематика связана со стремительным бегом воинской колесницы или соревнованиями на колесницах. В обоих случаях предполагается воплощение героических образов, отражающих пафос сражения или

спортивного состязания. Однако в трагедии Еврипида «Орест» (ст.

1378—1380) выражение «колесничный мелос» (арцатеоу цгХод) предполагает скорбное и трагическое звучание. Не был ли «колесничный ном» Олимпа музыкальной пьесой, отображающей похоронное

шествие, когда тело умершего или погибшего покоится на медленно

двигающейся воинской колеснице? Драматическая направленность

всех других известных сюжетов, положенных в основу инструментальных произведений Олимпа, говорит в пользу такого предположения.

Всегда, когда возникает необходимость выразить в музыке то, что прежде считалось ей не подвластным, появляется потребность

в новых средствах художественной выразительности. И наоборот,

внедрение нового музыкального языка зачастую способствует привнесению в музыку необычных образов. Иначе говоря, зависимость

между тематикой и средствами ее воплощения очень тесная. Поэтому, когда источники указывают, что Олимп активно использовал новые средства художественной выразительности, то это лишь подтверждает "дающееся значение его творчества для развития античной музыки. Без поисков нового музыкального языка не смогли бы быть созданы новые образы и новая область — инструментальная программная музыка.

Как свидетельствует Псевдо-Плутарх (11), в недошедшем до нас сочинении Аристоксена сообщалось, что по мнению древних музыкантов Олимп был создателем энгармонического рода. Правда, эн-ГаРмония Олимпа отличалась от более поздних энгармонических

118

Е. В. Гер&ман

тетрахордов. Она представляла собой трихорд, заключенный в рамки кварты и содержащий полутон между нижними двумя звуками (типа; ми-фа-ля). Возможно, такая ладовая форма пришла на смену трихор. ду с тоновым интервалом между нижними звуками (например, ми-фа диез-ля). Если это действительно так (хотя многие исследователи склонны считать текст этого раздела в трактате Псевдо-Плутарха испорченным и неверно передающим суть «энгармонии Олимпа»), то новая ладовая организация должна была казаться более напряженной и динамичной, ибо полутоновое притяжение, как известно, значительно активнее тонового, и более подходило для воплощения


Предыдущая Следующая
Hosted by uCoz