Музыка Древней Греции к Рима (из серии ••Античная библиотека») АР № 040528 от 15. 09. 93 г. Сдано □ набор 30.01.9S г. Подписано к печати 03,04.93 г. Формат 60 88/16. Бумага офсетная, гарнитура «Академическая», печати офсетная, Усл. печ л. 22, уч нэл. л. 23. тираж 3000 экз. Зак. № 49 Иэдател1|(1Т1!п «Алетеня>\ Санкт-Петербург, Вознесенский пр., 34-6. Телефон издательства: (812) 315 7086. ISBN 5 85233-003-13 © Издательства «Алетеии», 1995 г. (О Герцман Е. В., 1995 г. © «Античная библиотека» — название серии © Емельянов Ф. В. — художественное оформление серии, 1992 — 1995 г. Отпечатано с готовых диапозитинов п АО 'Сиvikt-Петербургская типография № 6*. 193144, г. Санкт-Петербург, Моисеенко, Ю. Моей жене, Лидии Сергеевне Герцман, с любовью. К читателю Говорят, что в святилище Аполлона в Дельфах была выставлена надпись: «Познай самого себя». Некоторые приписывают это высказывание спартанскому мудрецу Хилону. Сама же идея самопознания, возможно, в другом словесном оформлении, возникла задолго до античных времен тогда, когда человек стал понимать себя как сложный многоярусный организм, не только физиологический, но и духовный. С тех пор человек обречен на самопознание. Книга, которую читатель держит сейчас в своих руках, призвана помочь ему в осмыслении одной из давних страниц музыкальной жизни, относящейся к эпохе, получившей наименование античности от латинского прилагательного «апи^иий» — древний, старинный. По давно сложившемуся мнению, в ней следует искать истоки европейской цивилизации и, в частности, художественной. Значит, именно тогда были сформированы условия для того, чтобы через многие столетия смогли творить Бетховен, Чайковский, Шостакович. Так, несмотря на все различия современной и античной культур, познавая последнюю, мы приобщаемся к самым началам наших художественных традиций. Однако не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Если для историков общественной жизни, науки, военного дела, права, литературы, архитектуры и т. д. сохранились документально зафиксированные свидетельские факты, а также полностью или фрагментарно уцелевшие памятники, то ничего подобного нет у историков музыки. Ведь процесс музицирования длится ровно столько, сколько продолжается сам художественный акт. Затем он остается лишь в воспоминаниях слушателей, либо зафиксированным в нотной или грамзаписи. Естественно, что в те далекие времена не существовало ни пластинок, ни магнитофонов. Нотная запись делала первые робкие шаги. Она была настолько примитивна и беспомощна, что могла, в |